08-08-2023
«Университет»
Святошинско-Броварская линия
|
|
Киевский метрополитен | |
Дата открытия: | |
---|---|
Проектное название: |
Университетская |
Район: | |
Тип: |
пилонная (с укороченым центральным залом), глубокого заложения |
Количество платформ: |
1 |
Тип платформы: |
островная |
Форма платформы: |
прямая |
Длина платформы, м.: |
100,7 |
Ширина платформы, м.: |
19,7 |
Архитекторы: |
Г. В. Головко, Е. Л. Иванов, М. М. Сыркин, Т. Д. Елигулашвили, Л. Л. Семенюк, О. С. Лозинская |
Архитекторы вестибюлей: |
Г. В. Головко, Б. В. Дзбановский, Е. Л. Иванов, М. М. Сыркин |
Скульпторы: |
М. Д. Декерменджи, А. Е. Белостоцкий, В. И. Зноба, А. А. Ковалёв, Э. М. Кунцевич, М. Г. Лысенко, П. Ф. Остапенко, О. А. Супрун, А. А. Шапран |
Станцию возвело: |
Киевметрострой |
Выход к улицам: | |
Наземный транспорт: |
Тр 8, 17 |
Время открытия: |
5:45 |
Время закрытия: |
0:16 |
Код станции: |
118 |
Святошинско-Броварская линия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
«Университе́т» (укр. «Університе́т») — станция Киевского метрополитена. Расположена на Святошинско-Броварской линии, между станциями «Вокзальная» и «Театральная». Открыта 6 ноября 1960 года в составе первой очереди строительства. Свое название станция получила вследствие расположения поблизости от главного («красного») корпуса Национального университета им. Т. Г. Шевченко. Пассажиропоток — 23,9 тыс. чел./сутки[1].
Рядом со станцией также расположены Ботанический сад им. А. В. Фомина, Владимирский собор, Национальный педагогический университет им. М. П. Драгоманова.
Содержание |
Станция глубокого заложения. Имеет три подземных зала — средний и два зала с посадочными платформами. Залы станции соединены между собой рядом проходов-порталов, которые чередуются с пилонами. Подземный вестибюль соединен с выходом на поверхность трехленточным двухмаршевым эскалатором. Между маршами эскалатора размещен промежуточный вестибюль.
Наземный вестибюль представляет собой здание квадратной формы в плане, перекрытое куполом из сборного железобетона. Находится на бульваре Тараса Шевченко. К нему с обеих сторон примыкают короткие колоннады, образующие вход в Ботанический сад им. академика А. В. Фомина. Над каждой из входных/выходных дверей вестибюля размещены алюминиевые вензеля с буквами М ― единственные в киевском метрополитене.
Станция является памятником архитектуры, классикой советского метростроительства 1950-х годов и, несомненно, одним из символов киевского метро. Выполненный в стиле послевоенного сталинского неоклассицизма, интерьер станции является примером высококлассных композиционных решений того времени. Пилоны станции покрыты коричнево-розовым мрамором. На каждом пилоне со стороны центрального зала в нишах размещены 8 бюстов выдающихся деятелей науки и культуры. Со стороны боковых залов на пилонах размещены гипсовые ажурные вентиляционные решетки в форме круглых медальонов с названием станции. В торце вестибюля до 1992 года была установлена статуя В. И. Ленина[2] (скульптор М. Д. Декерменджи, не сохранилась).
В подземном вестибюле используется закарнизная подсветка — изобретение архитектора А. Н. Душкина, впервые в мире примененное на станции «Кропоткинская» Московского метрополитена. В боковых залах в ограничительных полосах на платформах были вмонтированы лампы, включавшиеся при приближении поезда. Впоследствии эта система была демонтирована. Ныне подобное решение используется в Москве на станции «Международная», открытой в 2006 году[3]. Путевые стены изначально были выложены кафельной плиткой, замененной при ремонте в 1996 году на новую.
Мрамор, которым облицована станция, богат окаменевшими остатками доисторических животных. Например, под бюстом Максима Горького, а также в облицовке стены бокового зала по первому пути можно найти крупные срезы раковин аммонитов.
Центральный зал, вид в сторону эскалаторов
Фотоколлаж в торце зала, посвящённый
50-летию метро
Посадочная платформа
Вентиляционные решётки на пилонах
Название станции на путевой стене
Отпечатки доисторических раковин в мраморе
Дверца на путевой стене
Проход от верхнего эскалатора к промежуточному вестибюлю
Панорама промежуточного вестибюля эскалаторного наклона
Верхний эскалаторный наклон
Интерьер наземного вестибюля
Вензеля над дверьми наземного вестибюля
Наземный вестибюль, вид со стороны Ботанического сада
А. А. Богомолец (скульптор М. Г. Лысенко)
М. В. Ломоносов (скульптор А. А. Шапран)
Д. И. Менделеев (скульптор П. Ф. Остапенко)
Г. С. Сковорода (скульптор В. И. Зноба)
Т. Г. Шевченко (скульптор А. Е. Белостоцкий)
А. М. Горький (скульптор Э. М. Кунцевич)
А. С. Пушкин (скульптор А. А. Ковалёв)
И. Я. Франко (скульптор О. А. Супрун)
Открытие — 05:45, закрытие — 00:16.
Отправление первого поезда в направлении:
Отправление последнего поезда в направлении:
Расписание отправления поездов в вечернее время суток (после 22:00) в направлении:
Линии Киевского метрополитена | |||||||||
Святошинско-Броварская | Куренёвско-Красноармейская | Сырецко-Печерская | Подольско-Вигуровская | Левобережная |
Университет (станция метро, Киев).