18-10-2023
Основная информация | |
---|---|
Страна | Великобритания |
Площадь | 315 090 км² |
Епархиальный центр | Лондон |
Основана | 1962 |
Количество приходов | 38 |
Количество священнослужителей |
19 + 5 диаконов (2013)[1] |
Кафедральный храм | Успенский кафедральный собор в Лондоне |
Сан правящего архиерея | архиепископ |
Титул правящего архиерея | Суро́жский |
Сайт | Сурожская епархия (англ.) |
Архиерей | |
Правящий архиерей | архиепископ Елисей (Ганаба) |
Викарные епископы | Анатолий (Кузнецов), архиепископ Керченский |
Суро́жская епа́рхия (англ. Diocese of Sourozh) в современной истории — зарубежная епархия Русской православной церкви в Великобритании и Ирландии. Учреждена в 1962 году. Объединяет приходы на территории Великобритании и Ирландии.
Основой Сурожской епархии стал Успенский приход в Лондоне, существовавший как посольская церковь с 1716 года. За время существования сменял несколько адресов и в настоящее время расположен в здании бывшей англиканской церкви Всех Святых.
После 1917 года приход находился в юрисдикции Зарубежного Высшего Церковного Управления. В 1926 году приход разделился на сторонников РПЦЗ и Западно-Европейской епархии. Службы совершались попеременно.
В 1931 году приход был принят в состав Константинопольского патриархата.
В 1945 году вместе с Западноевропейским экзархатом воссоединился с Московским патриархатом и оставался в его ведении после ухода Западноевропейского Экзархата в юрисдикцию Константинопольского патриарха в 1946 году. Настоятелем Успенского прихода был в те годы протоиерей Владимир Феокритов.
В 1948 году в Лондон прибывает иеромонах Антоний (Блум), назначенный духовником православно-англиканского содружества мученика Албания и преподобного Сергия Радонежского. С 1 сентября 1950 года иеромонах Антоний становится настоятелем русского прихода в Лондоне.
К тому времени Успенский приход был уже не единственным приходом РПЦ на территории Великобритании. Так, в Оксфорде в 1945 году в юрисдикцию РПЦ перешёл Свято-Николаевский приход, руководимый Николаем (Гиббсом). С 1947 года Содружество Святого Албания и Святого Сергия, основанное по инициативе Николая Зёрнова, стало время от времени организовывать совершение православной литургии (на английском языке) в различных англиканских храмах Оксфорда[2]. Позднее появились и другие приходы, созданные русскими православными общинами.
30 ноября 1957 году в Великобритании образовано Сергиевское викариатство Западно-Европейского Экзархата (Московский Патриархат). Во епископа Сергиевского был хиротонисан архимандрит Антоний (Блум).
10 октября 1962 года была образована самостоятельная Сурожская епархия, которую возглавил архиепископ Антоний (Блум) с титулом Сурожского. Антоний дал ей имя в честь древней крымской епархии с центром в городе Сугдее (современный Судак), известном в русских летописях под названием Сурож. Один из святителей древней Сугдейской епархии, Стефан Сурожский, был избран небесным покровителем епархии. Кафедральным городом стал Лондон.
Будучи основана по преимуществу как церковная община русских эмигрантов, под водительством владыки Антония епархия сильно изменилась, включила в себя многих верующих из местного населения обратившихся из англиканства. Уклад церковной жизни заметно перестроился по сравнению с преобладающей практикой Русской Православной Церкви. Об отличиях между Сурожской епархией и епархиями на канонической территории Русской церкви Иларион (Алфеев), бывший в 2002 году викарием Сурожской епархии, сказал так:
У Сурожской епархии <…> много отличий от Русской Православной Церкви: у неё свой «Устав», во многих пунктах расходящийся с Уставом Русской Церкви, свой литургический «стиль», сильно отличающийся от общепринятого, свои порядки и традиции, своя «духовность». В епархии широко распространено унаследованное от времён холодной войны подозрительное отношение к «официальной» Церкви, недоверие к её священноначалию.
Со времени распада СССР, когда в Великобританию хлынула волна новых эмигрантов из бывшего Советского Союза, в Сурожской епархии назревало разделение между новоприбывшими и старожилами.
Конфликты и настроения, приведшие в конечном итоге к решению епископа Василия (Осборна) о переходе в Константинопольский Патриархат, нарастали в епархии в течение длительного времени. Главной причиной такого решения, по его мнению, было преимущественное подчинение назначенных из Москвы клириков руководству в ОВЦС, а не своему епархиальному архиерею.
В начале 2002 года в епархии возник острый конфликт в связи с назначением и прибытием туда новопоставленного епископа Подольского Илариона (Алфеева) в качестве младшего викария[3][4][5][6][7][8][9][10]. Епископ Иларион был вынужден покинуть епархию в июле того же года; старейшему викарию епархии архиепископу Анатолию (Кузнецову) решением Синода был усвоен титул Керченского[11].
Незадолго до смерти митрополита Антония в 2003 году[12] Определением Синода РПЦ МП от 30 июля управляющим Сурожской епархии был назначен его многолетний викарий, епископ Сергиевский Василий (Осборн)[13][14].
На 1 января 2006 года клир Сурожской епархии составляли 2 епископа, 24 священника и 13 диаконов. В епархию входили 9 приходов и 25 евхаристических общин (общины, состоящие из небольшого числа семей, в которых богослужения совершаются 1-2 раза в месяц): общее число — 34. 7 храмов являются собственностью приходов, 7 — частной собственностью, остальные храмы принадлежали другим конфессиям. Имеются приходы по всей Британии, в том числе и в Шотландии. В Шотландии центры богослужения — Данблейн и Глазго.
Открытая фаза противостояния в декабре 2005 года была спровоцирована письмом клирика лондонского прихода Успения о. Андрея Тетерина с осуждением стиля руководства епископа Василия (Осборна)[15][16]. Письмо было направлено Московскому Патриарху Алексию, митрополиту Кириллу и Послу РФ в Соединённом Королевстве.
В 2006 году достиг кульминации долго тлевший конфликт[17] между епископом Василием и значительной частью англоязычных прихожан, с одной стороны, и иммигрантами из бывшего СССР, пополнившими паству в недавнее время, с другой. Предметом разногласий было стремление «новых» прихожан ввести в епархии правила, к которым они привыкли в России: уставные богослужения на церковнославянском языке без сокращений, единоначальное управление епископа и священника и т. п. Другим фактором нестроений было многолетнее нежелание Московской Патриахии назначить епископа Василия правящим архиереем и стремление ОВЦС МП фактически упразднить особый статус епархии в составе РПЦ[18], вытекавший из Устава епархии [19][20] .
20 марта 2006 года епископом Василием был издан указ об удалении из состава Приходского совета Лондонского кафедрального собора шести его членов, выступавших за более тесную связь Сурожской епархии с жизнью и практикой Русской православной церкви.
24 апреля 2006 года, в понедельник Светлой седмицы, епископ Василий направил письмо Патриарху Московскому Алексию с просьбой отпустить его и тех, кто пожелает перейти с ним, в юрисдикцию Константинопольского патриархата[21][22][23]: <…> «разумно признать изменения, произошедшие с русской православной паствой в Британии и согласиться с тем, что реструктуризация русского православного присутствия в Британии необходима. Новоприбывшие из России должны оставаться в центре внимания пастырских трудов Патриархата, в то время как Сурожской епархии — в той форме, в которой она развивалась в течение многих лет, — должно быть позволено встать в один ряд с церковным организмом, наиболее её напоминающим — архиепископией русских приходов в Париже — и стать частью Вселенского Патриархата.»
5 мая 2006 года Патриарх Алексий направил ответное письмо[24], в котором Патриарх Алексий выразил своё «огорчение» вторым письмом епископа Василия, под первым разумея его письмо от 10 апреля[25].
Но ещё 2 мая епископ Василий направил письмо Патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой принять его в свою юрисдикцию[26].
Ответ Патриарха Алексия был передан епископу Василию 7 мая 2006 года, перед литургией в Лондонском кафедральном соборе. Однако не ознакомившись с письмом и несмотря на просьбу воздержаться от объявления решения о своём переходе до прочтения письма, епископ Василий в тот же день объявил приходу о своем шаге. Он так и не принял предложение встретиться с Патриархом и не дал ему письменного ответа.
Узнав о письме в Константинополь и отказе епископа Василия отозвать его, Патриарх Алексий взял назад своё предложение о встрече. 9 мая было принято решение освободить «епископа Сергиевского Василия от управления Сурожской епархией с увольнением на покой без права перехода в другую юрисдикцию до окончания разбора кризиса, возникшего в Сурожской епархии, специально назначенной комиссией». В качестве временно исполняющего обязанности управляющего епархией был назначен архиепископ Корсунский Иннокентий (Васильев), возглавляющий Корсунскую епархию Русской православной церкви (окормляет приходы МП во Франции, Испании, Швейцарии и Португалии)[27][28][29].
26 мая 2006 года комиссия приступила к работе. Несмотря на многократное приглашение, епископ Василий отказался встречаться с комиссией, и призвал остальных этого не делать. Вместо этого он предпочёл излагать свои взгляды в Интернете и других СМИ[30].
В июне епископ Василий был официально принят в состав епископата Вселенского Патриархата[31]; за ним последовала почти половина клириков[32].
В феврале 2010 года епископ Василий был лишён Константинопольской Патриархией сана и монашества в связи с его намерением жениться.[33]
В октябре 2006 года управление Сурожской епархией было поручено архимандриту Елисею (Ганабе): «Архимандриту Елисею, начальнику Русской Духовной миссии в Иерусалиме, быть епископом Богородским, викарием Корсунской епархии, с поручением ему управлять Сурожской епархией. Наречение и хиротонию архимандрита Елисея во епископский сан совершить в городе Москве»[34]. В ноябре была совершена его архиерейская хиротония[35]. Епископ Елисей был викарием архиепископа Иннокентия, что по мнению противников Московской Патриархии означало отсутствие правящего епархиального архиерея в полноценном каноническом смысле. Само существование епархии, по их мнению, находилось под вопросом[36].
Главной темой епархиального собрания 3 марта 2007 года стало принятие Обращения Ассамблеи к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду Русской православной церкви о включении в святцы Русской православной церкви британских святых, канонизированных до церковного разделения в XI веке. К ним относятся такие святые как мученик Албаний, святители Давид Уэльский и Патрик, апостол Ирландии, св. король Эдуард и многие другие святые, память которых традиционно почитается на британских островах[37].
27 декабря 2007 года Священный Синод постановил: «Преосвященного архиепископа Корсунского Иннокентия освободить от временного управления Сурожской епархией. 2. Благодарить Преосвященного архиепископа Иннокентия за понесенные им труды и отметить достигнутое умиротворение в жизни Сурожской епархии после перенесенных ею в 2006 году кризисных явлений. 3. Преосвященному епископу Богородскому Елисею, викарию Корсунской епархии, быть епископом Сурожским»[38].
По инициативе обновлённой Епархиальной Ассамблеи 21 августа 2007 года Священный Синод установил день Соборной памяти святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, в третью Неделю по Пятидесятнице[39].
Решение Генеральной прокуратуры Великобритании и британского суда в пользу Московской Патриархии в деле о принадлежности Успенского собора в Лондоне в феврале 2009 года связывалось в представлявшей позицию Амфипольского викариатства статье в британской газете «Independent» с влиянием российского магната Олега Дерипаски[40].
1 февраля 2010 года епископ Сурожский Елисей был возведен Святейшим Патриархом Кириллом в сан архиепископа. Между его хиротонией в епископы и возведением в архиепископы прошло всего три года, что является исключительно быстрым продвижением.[41] Возможно, это связано с активным расширением епархии. На майском 2010 года заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в состав епархии были приняты 18 новых приходов.[42]
26 июня 2010 года в Лондонском Успенском кафедральном соборе состоялось заседание Епархиального собрания, на котором были приняты гражданский Устав Сурожской епархии и типовой гражданский Устав прихода Сурожской епархии, которые заменили разработанный под руководством митрополита Антония (Блума) и действовавший долгие годы устав, находившийся в противоречии с общецерковным[43]
Сурожская епархия.