ткнерпа.рф

Вездеходы

Западноевропейский экзархат русских приходов

20-10-2023

Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе — Экзархат Вселенского Патриархата — православная епархия в составе Константинопольского Патриархата с центром в Париже, первоначально созданная временно на основе приходов, сформированных беженцами из России в Западной Европе после Гражданской войны (19171923). Существует параллельно греческой Митрополии Франции в юрисдикции Константинопольского Патриархата[1] и объединяет православных христиан различного этно-культурного происхождения в нескольких странах Европы. В 1930-х и 1940-х годах, а также иногда и позже, структура часто именовалась неофициально «евлогианской» (евлогианством).

Содержание

История

Первоначально экзархат был учреждён, ввиду полного расстройства нормального церковного управления в СССР, 17 февраля 1931 года Грамотою Вселенского Патриарха Фотия II русско-эмигрантскому митрополиту Евлогию (Георгиевскому) († 8 августа 1946), на основании которой русские православные церкви в Европе были «на время» приняты под юрисдикцию «Патриаршего Вселенского престола»[2]; митрополиту Евлогию был пожалован титул Патриаршего экзарха. 30 апреля 1931 года митрополит Евлогий и его сторонники были запрещены в священнослужении московским Временным Патриаршим Синодом м-та Сергия (Страгородского), который передал временное управление небольшого числа приходов, согласившихся остаться в юрисдикции Московской патиархии, архиепископу Владимиру (Тихоницкому).

В конце 1944 года митрополит Евлогий выразил желание возвратиться под юрисдикцию Московской Патриархии[3]. 29 августа 1945 года митрополитом Николаем (Ярушевичем), специально для сего прибывшим в Париж[4], был совершён акт воссоединения с Московским Патриархатом митрополита Евлогия и его викариев Владимира (Тихоницкого) и Иоанна (Леончукова), текст которого гласил, что «на сие имеется словесное согласие Его Святейшества патриарха Вселенского Вениамина»[5]. 7 сентября 1945 года состоялось постановление Священного Синода РПЦ о воссоединении приходов, управляемых митрополитом Евлогием, с Московским Патриархатом[6]; но отпускная грамота от Вселенского Патриарха получена не была. Кроме того, из информационного письма заместителя наркома иностранных дел СССР Деканозова председателю Совета по делам РПЦ Карпову от 25 декабря 1945 года видно, что устремления экзарха не разделяли «массы» верующих экзархата: «<…> В эмигрантской церкви массы верующих самостоятельны. Успехи митрополита Николая Крутицкого вовсе не закреплены и могут быть легко разрушены. Тов. Богомолов считает, что следует поспешить с присылкой в Париж постоянных представителей Московской патриархии и закрепить первоначальные успехи Николая, иначе англо-американцы захватят заграничные православные организации в свои руки и обратят их в орудие борьбы против нас.»[7]

По смерти митрополита Евлогия, большинство клириков и мирян экзархата во главе с архиепископом Владимиром (Тихоницким), принявшим управление экзархатом на основании завещательного распоряжения митрополита Евлогия от 1943 года, изъявляло желание остаться в Константинопольской юрисдикции. Указом Московского Патриарха Алексия I от 9 августа 1946 года, однако, экзархом был назначен перешедший из РПЦЗ в МП митрополит Серафим (Лукьянов) (решение Священного Синода РПЦ от того же числа, кроме того, объявляло о «фактическом и формальном» прекращении юрисдикции вселенского престола над русскими западноевропейскими приходами[8]). При вручении в Париже 14 августа 1946 года прибывшим на похороны митрополита Евлогия митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым) копии патриаршего указа архиепископу Владимиру, последний заявил, что может принять указ только к сведению, но не исполнению, ссылаясь на то, что не было получено отпускной грамоты от Вселенского Патриарха[9]. Телеграммой от 21 августа 1946 года Патриарх Алексий I предлагал архиепископу Владимиру вступить под руководство назначенного им экзарха, на что Владимир ответил отказом, указывая на отсутствие отпускной грамоты и необходимость выслушать мнение всего экзархата.

10 сентября 1946 года в Париж прибыл экзарх Вселенского Патриарха митрополит Герман (Стринопулос) и передал архиепископу Владимиру сообщение, что Патриарх Максим V ожидает от приходов экзархата соборного решения для подтверждения желания находиться в его юрисдикции. 16 — 20 октября состоялся съезд клира и мирян, принявший большинством голосов резолюцию ходатайствовать пред Вселенским Патриархом о сохранении экзархата в его юрисдикции и утверждении архиепископа Владимира экзархом. 6 марта 1947 года Патриарх Максим V утвердил пребывание экзархата в юрисдикции Вселенского престола.

22 ноября 1965 года Константинопольский Патриарх Афинагор упразднил русский Западно-Европейский экзархат, отказался от своей юрисдикции над ним и благословил его вернуться в лоно Патриарха Московского. Созванное архиепископом Георгием (Тарасовым) Епархиальное собрание провозгласило бывший экзархат временно Автономной Церковью во Франции и Западной Европе, провозгласив цель создания в будущем Автокефальной Французской Православной Церкви.

22 января 1971 года Константинопольский Патриархат восстановил свою юрисдикцию над приходами бывшего русского Западноевропейского экзархата, преобразовав его в Русскую Православную архиепископию Западной Европы.

19 июня 1999 года Патриархом Варфоломеем I, Архиепископии было даровано большее самоуправление и восстанавливался её статус экзархата.

По утверждению Виктора Лупана, в 2000-х годах епископ Евкарпийский Сергий (Коновалов) в соответствии с первоначально утверждаемым временным характером создания экзархата готовил вместе с митрополитом Кириллом, нынешним Святейшим, переход Архиепископии под омофор Патриарха Московского и создание Западноевропейской митрополии.[10] В 20032004 годах Московсским Патриархатом были предприняты различные действия для создания во Франции и Западной Европе «самоуправляемого Митрополичьего округа» как базы для будущего учреждения многонациональной Поместной православной Церкви в Западной Европе, о чём прямо говорило Послание Патриарха Алексия II от 1 апреля 2003[11]. После кончины Сергия (Коновалова), произошедшей 22 января 2003 года, позиция руководства экзархата изменилась. Совет Архиепископии на заседании от 9 декабря 2004 года отверг предложения, выдвигаемые Московской Патриархией, как неприемлемые[12]. В то же время часть русских эмигрантов выступила за каноническое воссоединение с Москвой и объединилась в движение «За поместное православие русской традиции в Западной Европе».[13]

Отношения с Московским Патриархатом в очередной раз усугубились в 2006 году после принятия в юрисдикцию Константинопольского Патриархата без отпускных грамот епископа Василия (Осборна) и ряда других клириков Сурожской епархии Русской Православной Церкви. Епископ Василий был назначен главой Амфипольского викариатства экзархата. В 2007 году конфликт был урегулирован в результате переговоров между Константинопольским и Московским Патриархатами: был оформлен канонический отпуск епископа Василия и клириков, ушедших из Сурожской епархии в Константинопольскую Церковь[14][15].

18 мая 2007 года в связи с подписанием Акта о каноническом общении РПЦ МП и РПЦЗ архиепископ Команский Гавриил распространил послание[16]. Вследствие подписания Акта Архиепископия стала крупнейшей православной структурой русской традиции вне юрисдикции РПЦ МП.

В июне 2009 года Архиепископия приняла в свою юрисдикцию 2-х клириков Николаевского прихода Московского Патриархата в Риме без отпускной грамоты[17].

Небольшая часть клириков полагала необходимым объединение с Московским патриархтом; большая часть не согласна с объединением.[18]

В 2011 годуфранцузский суд подтвердил право собственности Российской Федерации на арендуемый архиепископией Николаевский собор в Ницце[19]. Российская Федерация объявила о своём намерении передать храм в бессрочное и безвозмездное пользование Московскому Патриархату, который направил в Ниццу священника для принятия ключей и документации собора[20]. Архиепископия утверждает, что решение суда касалось исключительно права собственности, а не права пользования храмом[21]; в августе 2011 года министр Авдеев заявил, что экзархат занимает храм «незаконно».[22][23]

Устройство и современное состояние

Экзархат имеет более 60 приходов и 2 монастыря[24] — во Франции (40 приходов), Бельгии, Нидерландах, Великобритании,Германии, Норвегии, Швеции, Италии и Испании; клир насчитывает 90 священников и 30 диаконов [25].

Широкой известностью пользуется учебное заведение экзархата — основанный в 1925 году Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже, где преподавали Георгий Флоровский, Александр Шмеман, Иоанн Мейендорф, Сергий Булгаков.

Экзарх с 3 мая 2003 года — Архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер)[26], по происхождению фламандец.

Епископат Архиепископии

Архиепископы (экзархи)

Викарии

Примечания

  1. Официальный сайт Галльской митрополии
  2. Томос Константинопольского Патриарха Фотия II о создании временного экзархата русских приходов в Западной Европе, 17 февраля 1931 года
  3. Письмо управляющего Русскими православными церквами в Западной Европе митрополита Евлогия местоблюстителю митрополиту Алексию о положении в Зарубежной Русской церкви, отношениях с Карловацким Синодом и др. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 20. Л. 16-19. Машинописная копия.
  4. Митрополит Николай. Наше пребывание во Франции. // ЖМП. 1945, № 10, стр. 14—25.
  5. «Исторический архив». 2000, № 6, стр. 116—117.
  6. Выписка из журнала № 23 заседания Священного Синода от 7 сентября 1945. // ЖМП. 1945, № 9, стр. 13.
  7. Информационное письмо заместителя наркома иностранных дел СССР В. Г. Деканозова Г. Г. Карпову о необходимости усиления активности РПЦ по отношению к православным приходам на Западе ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 65. Л. 17. Подлинник.
  8. Журнал Священного Синода Русской Православной Церкви от 9-го августа 1946 г. // ЖМП. 1946, № 9, стр. 7.
  9. Доклад митрополита Ленинградского и Новгородского Григория патриарху Алексию о поездке во Францию. 26 августа 1946 г. // «Исторический архив». 2000, № 6, стр. 135.
  10. Никита Струве и виртуальное православие. Православие и мир.
  11. Послание Патриарха Алексия II ко всем православным приходам русской традиции в Западной Европе 1 апреля 2003 г.
  12. Заявление епархиального управления Архиепископии православных церквей русской традиции в Западной Европе 9 декабря 2004 г. // Русская мысль N 46, 16-22 декабря 2004 г.
  13. Эмигрантские споры вокруг русских храмов. Православие и мир.
  14. Журнал № 17 заседания Свящ. Синода от 27 марта 2007
  15. Журнал № 97 заседания Свящ. Синода от 12 октября 2007 года
  16. Обращение Высокопреосвященного архиепископа Гавриила, по случаю восстановления канонического общения между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью
  17. Communiqué N° 04-09 du Conseil de l’Archevêché
  18. Православная Европа. Статья 5. Франция: русский конфликт?. Православие.Ру.
  19. НЕ МЫТЬЕМ, ТАК КАТАНЬЕМ
  20. L’évêque Nestor de Chersonèse et l’archevêque Gabriel de Comane se sont entretenus au sujet de l’église russe de Nice
  21. Archevêché des églises russes en Europe occidentale - Communiqué n°02-11 au sujet de la Cathédrale Saint Nicolas à Nice
  22. Вера в правосудие. Православие и мир.
  23. Община Константинопольского патриархата занимает русский храм в Ницце незаконно - Авдеев. Интерфакс.
  24. Annuaires  (фр.)
  25. Archevêché des églises russes en Europe occidentale — Ситуация сегодня
  26. Русский Экзархат Константинопольского Патриархата обрел нового главу Париж, 1 мая 2003 года.

Литература

См. также

Ссылки

  • Официальный сайт Экзархата
  • Православная Церковь во Франции

Западноевропейский экзархат русских приходов.

© 2022–2023 ткнерпа.рф, Россия, Нижний Новгород, ул. Щорса 18, +7 (831) 651-04-02