ткнерпа.рф

Вездеходы

B-1B

01-06-2023

B-1 Lancer
B-1B «Лансер»
Тип стратегический бомбардировщик
Разработчик Rockwell International
Производитель Rockwell International
Первый полёт 23 декабря 1974
Начало эксплуатации 1 октября 1986
Статус На вооружении
Основные эксплуатанты ВВС США
Годы производства 1984 — 1988
Единиц произведено B-1A: 4
B-1B: 100
Стоимость программы разработки $20,5 млрд.[1]
Стоимость единицы $205 млн.[1]
 Изображения на Викискладе

Рокуэлл Интернешнл B-1 «Лансер» (англ. Rockwell International B-1 Lancer — Улан) — американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Разработан в 1970-80-х годах компанией Rockwell International, состоит на вооружении Военно-воздушных сил США с 1986 года. Создавался в качестве носителя ядерного оружия для замены B-52, однако в начале 1990-х началось переоборудование самолётов B-1 для оснащения их обычными вооружениями.

В 2010 году на вооружении ВВС США состояло 64 бомбардировщика B-1B.[2], средний возраст которых 22,1 года[3]

Содержание

История

Разработка этого самолета компанией Rockwell International пережила множество задержек, в основном из-за метаний теории стратегического баланса между гибким реагированием и ядерным паритетом. Первоначальная версия самолета, B-1A, разработана еще в начале 1970-х, но производство было прекращено после изготовления первых 4-х прототипов. В 1980 году на базе B-1A был создан B-1B как самолет низковысотного прорыва ПВО. B-1B поступил на вооружение ВВС США в 1986 году.

Самолет поступил в распоряжение стратегического командования ВВС США в качестве носителя ядерного оружия. В 1990-х его переоборудовали в носителя тактического вооружения. В 1998 году самолет получил боевое крещение во время операции «Лиса пустыни» и во время операции НАТО в Косово в следующем году. Также самолет принимает участие в военных операциях США и НАТО в Ираке и Афганистане. B-1B олицетворяет сверхзвуковую составляющую дальней авиации США, наряду с дозвуковыми B-52 и B-2 Spirit. B-1 является единственным находящимся на вооружении ВС США самолётом с изменяемой стреловидностью крыла после прекращения использования F-14 Томкэт в 2006 году и EF-111 Raven (модификация F-111) в 1998 году.

Разработка

Предыстория

В декабре 1957 года ВВС США приняли предложение компании North American Aviation заменить парк стратегических бомбардировщиков Boeing B-52 Stratofortress на North American XB-70 Valkyrie. B-70 — шестимоторный реактивный бомбардировщик способный на полет со скоростью 3 Маха на высоте 21000 метров, что делало его практически неуязвимым для истребителей противника. Советские перехватчики не могли перехватить летающий на такой же высоте Lockheed U-2. Валькирия к тому же могла развивать намного более высокую скорость. Однако к концу 1950-х зенитные ракеты достигли такой степени развития, что могли сбивать высоколетящие цели, что и подтвердило сбитие Пауэрса в 1960-м году над Уралом.

Еще до сбития U-2 стратегическое командование ВВС США сочло необходимым изменить тактику на прорыв на низкой высоте. Эта тактика позволяла уменьшить расстояние, на котором производилось обнаружение самолета радарами ПВО. В то время ЗУР ПВО не обладали необходимой эффективностью при стрельбе по низколетящим целям. К тому же низколетящие цели с трудом поддавались обнаружению РЛС перехватчиков, летящих с превышением, из-за сложностей выделения цели на фоне подстилающей поверхности. Большое воздушное сопротивление на низких высотах вынудило использовать B-70 на трансзвуковых скоростях и значительно уменьшило радиус их применения. В результате оказалось, что Валькирия вынуждена летать на скоростях, сопоставимых со скоростью B-52, который она должна была заменить, к тому же обладает меньшим радиусом действия. Как неподходящий для новой роли и в связи с растущей ролью межконтинентальных баллистических ракет, проект Валькирии был закрыт по распоряжению президента США Дж. Кеннеди в 1961 году, а два построенных прототипа XB-70 использовались в сверхзвуковых исследованиях.

В-52, никогда не предназначавшийся для низковысотного прорыва ПВО, смог опередить своего предполагаемого конкурента.

Модификации

  • B-1A (произведено 4 машины)
  • B-1B (произведено 100 машин)
  • B-1R (в стадии разработки)

Тактико-технические характеристики

Источник данных: Pace S., 1998; Logan D., Miller J., 1986; Ильин В. Е., Левин М. А., 1996.

ТТХ B-1 различных модификаций
B-1A B-1B
Технические характеристики
Экипаж 4
(командир, пилот, оператор вооружения и оператор оборонительных систем)
Длина, м 46 44,81
Размах крыла, м
(при минимальном / максимальном угле стреловидности)
41,67 / 23,84
Высота, м 10,24
Площадь крыла, м² 181,2
Коэффициент удлинения крыла 9,6 / 3,14
Коэффициент сужения крыла 3,5 / —
Угол стреловидности по передней кромке 15° / 67,5°
Профиль крыла NA69-190-2
База шасси, м 17,53
Колея шасси, м 4,42
Масса пустого, кг 64 860 86 180
Максимальная взлётная масса, кг 176 800 216 365
Силовая установка 4 × ТРДДФ F101-GE-100 4 × ТРДДФ F101-GE-102
Бесфорсажная тяга, кН 4 × 75,6 4 × 64,9
Форсажная тяга, кН 4 × 132,8 4 × 136,9
Лётные характеристики
Максимальная скорость , км/ч 2300 (2,22М) 1328 (1,25М) (на 15 240 м)
1160 (0,92М) (на 61-152 м)
Практическая дальность, км
(без дозаправки)
9817 12000
Практический потолок, м 18 900 18 290
Нагрузка на крыло, кг/м² (расч.)
(При максимальной взлётной массе)
975,7 1194,1
Тяговооружённость (расч.)
(При максимальной взлётной массе на/без форсажа)
0,306 / 0,174 0,258 / 0,122
Вооружение
Боевая нагрузка, кг 34 020 56 700
(34 000 + 22 700 на внешних подвесках)
Ракеты «воздух-поверхность» 24+8 × AGM-69
(внутр. + внеш.)
16 × AGM-129
24 × AGM-86
24 × AGM-158
Авиабомбы 24 × B61 или B63
84 × Mk 82
24 × Mk 84
30 × CBU-87/89/97
30 × CBU-103/104/105
24 × GBU-31
15 × GBU-38
84 × мины Mk 62
8 × мин Mk 65

Примечания

  1. 1 2 Pace, 1998, p. 84.
  2. The Military Balance 2010 / The International Institute for Strategic Studies. — London: Routledge, 2010. — 488 p. — ISBN 978-1857435575
  3. http://www.airforce-magazine.com/MagazineArchive/Magazine%20Documents/2010/May%202010/0510facts_figs.pdf

См. также

Аналоги
Списки

Литература

  • Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ, 1996. — Т. 1. — С. 243-270. — 272 с. — (Современная авиация). — ISBN 5-89327-004-5
  • Knaack, Marcelle Vol. 2 Post-World War II Bombers, 1945-1973. // Encyclopedia of US Air Force aircraft and missile systems. — Washington, D.C.: Office of Air Force History United States Air Force, 1988. — P. 575-594. — 619 p. — ISBN 0-912799-59-5
  • Pace, Steve Boeing North American B-1 Lancer. — North Branch, MN, USA: Specialty Press, 1998. — 100 p. — (WarbirdTech Vol. 19). — ISBN 1-58007-012-4
  • Logan, Don & Miller, Jay Rockwell International B-1A/B. — Arlington, Texas: Aerofax Inc., 1986. — 40 p. — (Aerofax Minigraph 24). — ISBN 0-942548-32-9

Ссылки

  • [1] — B-1A: ЛТХ и дополнительная информация
  • [2] — B-1B: ЛТХ и дополнительная информация
  • Шаблон:Coord-nocat B-1 Lancer Седьмого бомбардировочного крыла (7th Bomb Wing) (снимок из космоса)



B-1B.

© 2022–2023 ткнерпа.рф, Россия, Нижний Новгород, ул. Щорса 18, +7 (831) 651-04-02