ткнерпа.рф

Вездеходы

Утреня

22-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

У́треня (греч. ὄρθρος; также устар. разг. и применительно к утрени первого дня Пасхизау́треня) — одно из богослужений суточного круга в православной Церкви.

Виды

Чаще всего, утреня бывает вседневная и праздничная. Последняя отличается от первой присоединением полиелея и пением (а не чтением) великого славословия. Состав её молитв и песнопений излагается в главах 2-й, 3-й, 4-й и 5-й Типикона, а иногда и в Служебнике, Октоихе, Псалтыри Следованной и Часослове.

В Великом посту служится аллилуйная утреня, которая может дополняться молитвой Ефрема Сирина, Троичными песнями, особыми седальнами и светильнами, укороченными канонами-трипеснцами, чтением "Жития Марии Египетской", пением Акафиста Похвалы Пресвятой Богородицы и блаженных, чтением 12-ти Страстных Евангелий, выносом Плащаницы и Крестным ходом с ней, чтением паремии и апостола и другими особенностями.

Кроме того, по учинённым дням может совершаться заупокойная утреня с литиёй или Парастасом.

Особый вид утрени — пасхальная утреня (или заутреня), совершаемая во все дни Светлой седмицы.

Подробнее о Пасхальной утрени см. статью Пасхальное богослужение

Порядок утрени

Последование утрени изложено в Служебнике, в 9-й главе Типикона и в Часослове:

  1. Начальные молитвы
  2. Двупсалмие (псалмы 19-й и 20-й), каждение алтаря и храма
  3. Трисвятое по Отче наш, возглас. Аминь. Тропарь и кондак Воздвижения, Богородичен, сугубая ектения, возглас с кадилом перед престолом.
  4. чтение шестопсалмия
  5. великая (мирная) ектения
  6. пение “Бог Господь“, если пост — Аллилуия со стихами
  7. пение тропарей, если пост — Троичные песни
  8. чтение кафизмы (стихословия)
  9. если есть праздник: малая ектения
  10. Седальны с Богородичными
  11. Вторая и третья кафисмы (стихословия) с седальнами и богородичными.
  12. если есть праздник: Полиелей
  • пение псалмов 134-го, 135-го и 136-го, в современной практике, только несколько стихов из первых двух псалмов.
  • величание со стихами избранного псалма или Тропари воскресны, поемыя по Непорочнах
  • малая ектения
  • Седален праздника (в воскресенье ипакои гласа, степенные антифоны текущего гласа)
  • Прокимен, возглас
  • Всякое дыхание
  • чтение Евангелия
  • (по воскресеньям Воскресение Христово видевше), Псалом 50
  • Слава: Молитвами апостолов, Покаяния отверзи (в пост)
  • Священник: Спаси Боже люди Твоя... Лик: Господи, помилуй, 12 раз
  • Возглас: Милостию и щедротами.., прикладывание к Евангелию, иконе и помазание

Затем следует Канон (песнопение), эксапостиларий, светилен, хвалительные псалмы, стихиры на хвалитных, великое славословие или вседневное, ектении сугубая и просительная, стихиры на стиховне, "Благо есть", Трисвятое по Отче наш, тропарь с богородчным или молитва Ефрема Сирина с постовым окончанием.

По современной практике Русской Церкви утреня почти всегда совершается сразу по совершении вечерни, то есть вечером; в канун праздничных дней входит в состав всенощного бдения. В будние дни Великого поста утреня служится вечером, но отдельно от вечерни, так как вечерня была отслужена между Часами и литургией преждеосвященных Даров (или просто после Часов).

В греческих Церквах она всегда непосредственно предваряет литургию и обычно совершается раздельно от вечерни. Общий символизм утрени, в противоположность вечерни, — изображение событий новозаветных.

Полиелей — самая торжественная часть праздничной утрени.

На воскресной утрене по пении «Хвали́те имя Господне» (стихов из 134-го и 135-го псалмов) поются тропари «Ангельский собор»; предстоятель тем временем совершает каждение всего храма. Одиннадцать воскресных утренних евангельских чтений повествуют о явлениях Господа Иисуса Христа Своим ученикам по воскресении. По Евангелии — песнь «Воскресение Христово видевше, поклони́мся святому Господу Иисусу…»; посем 50-й псалом, обычно опускаемый в приходской практике. На осьмой песни канона вместо «Слава» чтется «Благослови́м Отца и Сына и Святаго Духа Господа:»; поётся «Хва́лим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки», после чего — катавасия. Пред 9-й песнью канона диакон с кадилом возглащает пред иконою Богородицы: «Богородицу и Матерь Света песньми (или в песнех) возвеличим», после чего поётся «песнь Богородицы» («Честнейшую»), написанная святителем Космой Маиумским (VIII). Воскресный светилен (ексапостиларий) предваряется троекратным возглашением диакона «Свят Господь Бог наш» — в подражание хвале Серафимов (Ис 6.2,3).

Литература

  1. Шведов О. В. Чинопоследование утрени — структура и симметрия. // Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 12, стр. 84-96.
  2. Никольский К., протоиерей. Руководство к изучению богослужения православной церкви, Киев, 2008.


Суточный богослужебный круг Православной церкви

Вечерня  · Повечерие  · Полунощница  · Утреня · Часы · Божественная литургия

Утреня.

© 2022–2023 ткнерпа.рф, Россия, Нижний Новгород, ул. Щорса 18, +7 (831) 651-04-02