20-10-2023
Станция Тверь
Санкт-Петербург - Москва
|
|
Октябрьская железная дорога | |
Старое здание вокзала.
|
|
Отделение ж. д.: | |
---|---|
Дата открытия: | |
Прежние названия: |
Калинин |
Тип: | |
Количество платформ: |
4 |
Количество путей: |
52 |
Тип платформ: |
островные, 3 высокие, 1 низкая |
Форма платформ: |
прямые |
Электрифицирована: |
1957, Калинин - Клин |
Ток: |
постоянный, =3кВ |
Архитекторы: | |
Расположение: |
город Тверь |
Расстояние до Санкт-Петербурга: |
482,95 км |
Расстояние до Москвы: |
166,50 км |
Тарифная зона: |
17 |
Код в АСУЖТ: |
061502 |
Код в «Экспресс-3»: |
2004600 |
Тверь — Бологое | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Это статья о грузовой станции; о пассажирском терминале см. статью Тверской железнодорожный вокзал.
Тверь (в 1931—1999 — Кали́нин[2], в 1999—2002 — Калинин (Тверь)) — крупная участковая железнодорожная станция в городе Твери, расположенная на 481—486 км главного хода Октябрьской железной дороги Москва — Санкт-Петербург (находится на территории Пролетарского и Московского районов). В границах станции — также платформа Пролетарская. Крупнейший транспортный узел Твери и Тверской области[3]. Открыта в 1850 году. Выполняет работу с пассажирами и грузами, а также сортировочную работу.
По характеру основной работы является грузовой, по объему работы отнесена к 1 классу. Формирование грузовых поездов по трем направлениям: Ховрино, Бологое, Торжок[4].
На станции расположены локомотивное депо ТЧР-3 «Тверь» и вагонное депо ВЧД-14 «Тверь» Октябрьской железной дороги.
Станция эксплуатируется предприятием «Станция Тверь» Октябрьской дирекции управления движением — филиала ОАО «Российские железные дороги», объединяющее станции Тверь, Дорошиха, Доронинская, Васильевский Мох.
Содержание
|
Станция была открыта 9 июня 1850 года одновременно с пуском участка Тверь — Вышний Волочёк[5]. С 1850 года на станции были организованы: 7-й участок службы пути, 5-й участок службы движения, 6-й участок службы тяги. Комплекс включает также: станционные пути, круглое депо, разделенное на 22 стойла для стоянки и ремонта локомотивов, с поворотным кругом в центре (1851), мастерские; прямоугольное депо на 12 стойл (т. наз. «большая сарайная»), 2 малых депо на одно стойло (т. наз. «малая сарайная»), нефтекачку (1890); казармы, школу, жилые дома рабочих и служащих (все начала XX века). В одних только мастерских при станции работало более 350 человек. Станция оказалась в 4 километрах от Твери, связь с которой осуществлялась посредством Станционного шоссе (ныне Проспект Чайковского), и около неё сформировался пристанционный посёлок. Долгое время станция жила обособленной жизнью, почти не связанной с городской, а время на ней (пулковское, принятое на железных дорогах Российской Империи) отличалось на 10 минут от городского (московского)[6]. В 1860-х при губернаторе Багратионе, станция была соединена с городом телеграфной линией[7].
В 1864 году от станции была проложена железнодорожная ветвь к пристани на Волге, длиной 5 верст (5,3 км), вошедшей в состав Николаевской железной дороги; в 1869 была проложена ветвь к Морозовской Мануфактуре (0,6 верст), в 1870 — к лесной пристани на Волге (1,3 версты, 1,4 км)[8].
В 1869 году на станцию прибыло и было отправлено в общей сложности более 240 000 пассажиров и 7,6 млн пудов (124,5 млн кг) грузов, в 1894 — более 180 000 пассажиров и 8,8 млн пудов (144,1 млн кг) грузов. Проведение Рыбинско-Бологовской и Новоторжской железных дорог отклонило пассажирское движение от ст. Тверь и усилило движение на ст. Бологое и Новоторжской. В конце XIX века разрыв между центром города и станцией был застроен[9]. В 1886 году в пристанционном поселке открылось железнодорожное училище (ныне — средняя школа № 25)[10].
В ходе революционных действий в городе Тверь, 28 октября (10 ноября) 1917 года станция, а также телеграф, телефон и военная радиостанция, были заняты комиссарами совместно с отрядами Красной гвардии и солдат[11].
В июне 1918 года на станции Тверь и ближайших станциях вспыхнула забастовка вследствие неполучения хлеба и других продуктов. На станции Тверь образовалась пробка из пассажирских и товарных составов, состоялся митинг железнодорожников, пославших ряд телеграмм о немедленной присылке продовольствия. После прибытия вагонов с продовольствием, движение возобновилось[12].
31 мая 1919 года на станции Тверь состоялся один из первых в стране коммунистических субботников, организованный революционерами Н. С. Лоцманенко [~ 1] и А. Н. Дешевым [~ 2], получивший высокую оценку В. И. Ленина, в ходе которого 128 коммунистов разгрузили и вновь загрузили 14 вагонов, превысив норму труда в 13 раз.
Во время Великой Отечественной войны за станцию Калинин велись ожесточенные бои. Железнодорожная насыпь на участке Тверь — Пролетарская использовалась как укрепление обороняющимися войсками. В 4:00 утра 14 октября 1941 года станция Калинин эвакуировалась на станцию Завидово, где располагался штаб 30-й Армии[13]. Работниками станции заблаговременно были предприняты меры по саботажу эксплуатации станцией противником, в частности, выведен из строя поворотный круг депо и разрушены пути[14]. Днем того же дня немецкие войска сломили оборону 5 стрелковой дивизии и захватили станцию, превратив ее в хорошо укрепленный пункт, и уже 17 октября, в ходе рейда 21 танковой бригады на Калинин, танки 21 тбр, при попытке отвоевать станцию, были уничтожены.
В ходе Калининской наступательной операции, к 14 часам 16 декабря 1941 года, воины 934 стрелкового полка 256 стрелковой дивизии овладели станцией Калинин, и комиссар Денисенко поднял красное знамя над вокзалом.
В ходе боев, предприятия железнодорожного узла сильно пострадали. Был взорван железнодорожный мост, сильно повреждены вагоноремонтный пункт, здания вокзала и локомотивного депо. Но даже после отступления, немецкая авиация продолжала бомбить станцию. Тем не менее, коллектив станции сразу после освобождения города приступил к восстановительным работам, ежедневно до 600 человек городского населения участвовало в очистке путей от снега.
16 января 1942 года на станцию прибыл из Москвы первый поезд, а 19 января открылось движение поездов на участке Калинин — Бологое[15].
10 февраля 1942 года станция вновь стала функционировать. К этому моменту были восстановлены здание вокзала, локомотивного депо, вагоноремонтного участка, было отремонтировано более полусотни паровозов[16].
В 1942—1943 гг. на паровозе Эм 725-39 две калининские поездные бригады, возглавляемых машинистами Громовым и Алексеевым, подвергаясь постоянным обстрелам и бомбежкам, доставляли провизию, военную технику в блокадный Ленинград, вывозили раненых.
Совместно с рабочими комбината КРЕПЗ и областной конторы Госбанка, коллектив станции собрал 250 000 руб. для постройки звена самолетов. Позднее, работники станции были отблагодарены правительственной телеграммой[17]:
«Правительственная. Станция Калинин Октябрьской железной дороги. Секретарю узлового парткома Петрову Б. Н. Прошу передать железнодорожникам станции Калинин за ранее внесенные 400 тысяч рублей на строительство танковой колонны „Калининский фронт“, за 250 тысяч рублей на строительство звена самолетов „Железнодорожник Калининского узла“ мой братский привет и благодарность Красной армии. И. Сталин».
За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны, 24 ноября 1946 года коллективу паровозного депо станции Калинин было вручено на постоянное хранение Красное Знамя от наркома путей сообщения Л. М. Кагановича.
В 1957 году был электрифицирован участок Калинин — Клин[18], а в 1962 году — участок Калинин — Малая Вишера[19], что позволило перевести пассажирское движение на электрическую тягу.
29 июня 1991 года открыто новое здание вокзала, Построеное по проекту В. И. Кузнецова и др. (Ленгипротранс).
5 октября 1993 год на участке Тверь — Лихославль, тепловозом ТЭП80-0002 был был установлен рекорд скорости 271 км/ч. После испытаний и до начала 2000-х, этот тепловоз находился на станции Тверь, откуда поступил на Экспериментальную кольцевую железную дорогу ВНИИЖТ.
В 1990—1999 годах станция сохраняла прежнее советское название, несмотря на возвращение городу исторического имени[20].
С 18 декабря 2009 года на станции осуществляется скоростное движение электропоездов «Сапсан».
В 2010 году включена в перечень выходных сортировочных станций с Октябрьской железной дороги[21].
На 2012 год запланирован ряд работ по реконструкции станции. Планируется реконструкция энергохозяйства, частичные изменения в схеме путевого развития, монтаж микропроцессорной системы электрической централизации стрелок и сигналов ЭЦ-ЕМ (взамен существующей с 1960-х маршрутно-релейной централизации), автоматической локомотивной сигнализации АЛС-ЕН, тональных рельсовых цепей, аппаратуры бесперебойного питания[22].
К 2015 году РЖД планирует построить на станции новый вокзал европейского уровня по проекту архитектора Андреаса Хейна[23]. Предполагается, что в будущем станция Тверь станет основной точкой экономической активности в регионе.
Путевое развитие станции — более 20 путей, из них 2 пути для пассажирских поездов — 2 боковые, 1 тупиковая по направлению на Москву и 2 тупиковые на Бологое — Торжок. На станции расположено три поста маршрутно-релейной централизации, несколько парков путей, сортировочная горка. Расположением приемо-отправочных парков соответствует схеме участковой станции продольного типа[24][25]. Станция имеет последовательно-параллельное расположение парков: 1. Парк "А" - приемо-отправочный, имеет 6 путей 2. Парк "Б" - приемо-отправочный, имеет 6 путей 3. Парк "В" - приемо-отправочный, имеет 6 путей 4. Парк "Д" - сортировочно-отправочный, имеет 11 путей Отдельных приемо-отправочных путей для пассажирских поездов не предусмотрено, поэтому их движение осуществляется только по главным путям, что сокращает время стоянки поездов по станции при интенсивном движении, обгон пассажирских поездов по станции практически не производится[~ 3]. Стоянка пассажирских поездов в Твери короче, чем во всех остальных областных центрах, и у некоторых поездов составляет всего 1 минуту.
Станция Тверь обслуживает 52 пути общей протяженностью 172,6 км (на момент открытия — 20,9 км), а также пути необщего пользования[26].
Станция электрифицирована постоянным током 3 кВ. На станции так же расположена тяговая подстанция (ул. Коминтерна, 75).
Старое здание вокзала расположено между путями, что создает кривые малого радиуса на железнодорожных путях на станции (так же как и на станциях Подсолнечная, Покровка, Поварово, Клин, Лихославль, Спирово, Бологое, Лыкошино, Окуловка, Тосно и Колпино), чем ограничивает максимальную скорость движения до 120—140 километров в час. В настоящее время планируется спрямление путей на этих станциях[27]. Предельная скорость по стрелочным переводам — 110 км/ч. В целом, реконструкция главного хода Октябрьской железной дороги под скоростное движение не затронула станцию Тверь[28]. Помимо этого, в настоящее время ведутся работы по прокладке третьего основного пути на участке Крюково — Тверь (совместно с прокладкой четвертого основного пути на участке Москва — Крюково), так как пропускная способность существующей магистрали исчерпана[29]
Офис станции располагается по адресу: ул. Железнодорожников, д. 32.
Железнодорожный вокзал станции Тверь — структурное подразделение Северо-Западной региональной дирекции железнодорожных вокзалов — структурное подразделение Дирекции железнодорожных вокзалов — филиала ОАО «РЖД».
Здание вокзала было построено в 1845—1848 гг. по типовому проекту (подобные были возведены в Малой Вишере, Бологом, и Клину) архитектора Рудольфа Желязевича (автора проектов и других основных зданий, помощника Константина Тона)[30] инженерами Корпуса путей сообщения Волковым, Кенигом, Кирхнером, Вержбовским, Штукенбергом и другими. Строительные работы велись под руководством Н. О. Крафта[31].
Здание кирпичное, оштукатуренное, двухэтажное, со скругленными торцовыми фасадами, обведено галереей на чугунных колоннах для выхода пассажиров на перрон. Состояло из залов 1-го — 3-го классов, кассового, багажного и телеграфного отделений, буфета, кухни. В западной части располагалось императорское отделение (5 комнат) для отдыха членов царской семьи во время поездок из Петербурга в Москву. В интерьере использовалась драпировка, цветные и зеркальные стекла, золоченые багеты, дубовый паркет для пола, мраморные камины.
На вокзале неоднократно бывали августейшие особы. 10 августа 1858 года и 25 мая 1866 года, во время своего визита в Тверь — Александр III с Императрицей Марией Александровной, 18 октября 1893 года принцесса Ольденбургская и принц Ольденбургский.
На вокзале в ноябре 1921 года, 15 января 1927 года, 13 июня 1935 года, Михаил Калинин встречался с представителями трудящихся и общественных организаций города.
В 1977 году вокзал отделен от грузовой станции Тверь и вошел в состав Тверского участка Московской дирекции по обслуживанию пассажиров.
Новое здание вокзала было построено в 1984—1990 гг., открыто 29 июня 1991 года и расположено на правой (северо-восточной) стороне. Построено по проекту В. И. Кузнецова и др. (Ленгипротранс). Фасад здания, обращенный на проспект Чайковского, оформлен как три опрокинутые арки. Рядом поставлена прямоугольная высокая часовая башня. Новое здание железнодорожного вокзала Тверь соединено со старым подземным переходом (построен в 1993 году).
В апреле 2009 года вокзал оборудован турникетами. На церемонии открытия присутствовали глава РЖД Владимир Якунин и губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин.
В ноябре 2009 года Дирекция железнодорожных вокзалов РЖД приняло решение о реконструкции вокзала[32], который, в перспективе, должен стать важнейшей точкой экономической активности в регионе[3]. В рамках проекта планируется создать парковку общественного и личного автотранспорта, озеленить территорию, построить гостиничный, торговый, общественно-деловой и культурно-досуговый комплексы, будет построена транспортная инфраструктура — здания и сооружения, обеспечивающие перемещение пассажиров железнодорожного, общественного и автомобильного транспорта[33].
Здание вокзала расположено по адресу ул. Коминтерна, 18. Начальник вокзала дальних перевозок — Сергей Уткин[34], начальник вокзала пригородных перевозок — Надежда Кулакова.
Клиническая больница на станции Тверь — многопрофильное ведомственное учреждение здравоохранения. В ее состав входят поликлиника, обслуживающая 500 человек в смену, стационар на 115 коек, два здравпункта — Тверской дистанции пути и локомотивного депо Тверь, два фельдшерско-акушерских пункта на станциях Лихославль и Вышний Волочёк, семь пунктов предрейсовых осмотров, медпункт Тверского вокзала. В числе первых на октябрьской железной дороге больница стала проводить врачебную экспертизу членов локомотивных бригад скоростного движения.
Клиническая больница на станции Тверь была основана 13 июня 1873 год, когда на станции Тверь была открыт стационар. В 1920-е годы при Тверской железнодорожной больнице был открыт родильный дом, расширились терапевтическая, хирургическая и акушерская службы, в 1930-е здесь появилась своя рентгенслужба[35]. В годы Великой Отечественной Войны больница также продолжала свою работу. В 2003 году отделенческая больница на станции Тверь вошла в состав ОАО «РЖД»[36], в 2010 году ей присвоен статус клинической.
Ремонтное локомотивное депо Тверь — структурное подразделение Октябрьской дирекции по ремонту тягового подвижного состава — структурного подразделения Дирекции по ремонту тягового подвижного состава — филиала ОАО «Российские железные дороги».
Локомотивное депо Тверь построено в 1851 году. Единственное полностью сохранившееся веерное депо Николаевской железной дороги (тем не менее, западная часть депо значительно перестроена). Ремонтное депо прямоугольного и круглого с поворотным кругом типов. Выполняет все виды деповского ремонта маневровых тепловозов ТЭМ1, ТЭМ2, ТЭМ3, ТЭМ18. Также специализируется на ремонте электрических машин тепловозов и электропоездов. Длина круга — 25 метров, депо было рассчитано на 22 стойла, но к настоящему времени пути сохранились только в семи — 1-ом, 12-ом, 16-ом, 19-ом, 20-ом, 21-ом и 22-ом, в остальных располагаются вспомогательные цеха и отделения.
В 1942 году ремонтировало танки и машины для нужд армии[16].
До середины 80-х годов к депо были приписаны электропоезда СМ3, курсировавшие по маршруту Калинин — Клин. После списания в 1982-83 гг. всего парка СМ3 данный маршрут отменён, а депо Калинин лишилось всего моторвагонного подвижного состава.
В 1988 году в депо был пущен электромашинный цех, в котором производится ремонт тяговых двигателей тепловозов, электровозов и вспомогательных машин, а также асинхронных двигателей[37]
В 2005 году депо было признано лучшим из предприятий Московского отделения Октябрьской железной дороги[38].
В 2009 году весь приписной парк (около 90 тепловозов ТЭМ) в связи с разделением передан в ТЧ-4 Бологое.
Здание депо расположено по адресу ул. Железнодорожников, 30. Начальник депо — Алексеев Геннадий Андреевич. Начальник производственно-технического отдела — Панов, Борис Владимирович. В локомотивном депо работают свыше 500 человек[39].
Вагонное депо Тверь — структурное подразделение Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин — филиала ОАО «Российские железные дороги». По итогам 2004 года, выпуск вагонов на линии составил 2810 единиц[40]. C 2005 года вагонное депо Тверь ВЧД-14 выполняет только ремонтные функции[41]. До 2010 года выполняло деповский и капитальный ремонт грузовых вагонов, а также модернизацию грузовых вагонов и платформ. В феврале 2007 года согласно приказам ОАО «РЖД» № 235 от 22.09.2006 и ОЖД № 531/Н от 27.10.2006, передано в подчинение Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин. С января 2010 года перепрофилировано на ремонт путевых машин. Так же, занимается эксплуатацией путевых моторных гайковертов, выправочно-подбивочно-рихтовочных, рельсоочистительных, снегоуборочных путевых машин[42]. Начальник депо — Опрышко Сергей Николаевич. Офис вагонного депо находится по адресу улица 1-я Желтиковская, дом 5[43].
Тверская дистанция пути — структурное подразделение Октябрьской дирекции инфраструктуры — филиала ОАО «Российские железные дороги». В ведении дистанции находятся 313,4 км пути, из них 286 км — на главном ходу Октябрьской железной дороги (участок Решетниково — Спирово), а также 139 искусственных сооружений, 8 станций[44]. Начальник дистанции пути — Усольцев Сергей Геннадьевич. Коллектив дистанции насчитывает около 500 человек[45].
Тверская дистанция СЦБ — структурное подразделение Октябрьской дирекции инфраструктуры — филиала ОАО «Российские железные дороги». Протяженность дистанции составляет 208,1 км. Она обслуживает участки Клин — Спирово, Решетниково — Конаково ГРЭС, Дорошиха — Васильевский Мох. Техническая оснащенность — 136,2 тех. единицы. На балансе дистанции находится 496 стрелок электрической централизации, 190,4 км — автоблокировки, 17,7 км полуавтоматической блокировки, 16 переездов, 19 комплектов КТСМ. На предприятии трудится 152 работника. Начальник дистанции — Красильников Дмитрий Владимирович[46].
Тверская дистанция электрификации и энергоснабжения — структурное подразделение Октябрьская дирекция инфраструктуры — филиала ОАО «Российские железные дороги». В 1965 году Калининский энергоучасток выделен из состава Московской дистанции электроснабжения в отдельное предприятие[47]. В ведении дистанции находится контактная сеть на участке Кузьминка — Лихославль, 13 тяговых подстанций и 14 постов секционирования. Начальник дистанции — Шереметьев Василий Владимирович. Офис дистанции расположен по адресу: улица Железнодорожников, 57.
Станция Тверь принимает поезда пригородного, местного и дальнего сообщения, а также скоростные поезда. По состоянию на лето 2010, через станцию проходят более 130 пассажирских поездов в сутки. Ежесуточно с вокзала станции Тверь отправляется около 10 тысяч пассажиров, из них более половины в сторону Москвы[50], годовой пассажиропоток превышает 7 млн человек, что составляет 40 % от пассажиропотока всей Тверской области[51].
На станции останавливаются практически все поезда дальнего следования, проходящие проходящие по главному ходу ОЖД, соединяющие Москву с Петербургом и другими городами северо-запада России, Финляндией и Эстонией а также Петербург с Нижним Новгородом, Казанью, Самарой, городами юга России и восточной Украины. Время в пути из Москвы варьируется, в среднем, от 1 часа 30 минут до 2 часов. Минимальное время следования принадлежит поезду Невский Экспресс — 1 час 21 минута. Наибольшая интенсивность движения поездов дальнего следования по станции Тверь приходится на вечерние, ночные и утренние часы[52].
С 18 декабря 2009 года на октябрьской железной дороге осуществляется движение скоростных электропоездов Сапсан по маршруту Санкт-Петербург — Москва. С 30 июля 2010 года также осуществляется движение по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород. Из 16 рейсов на станции останавливаются 12[53]. Время стоянки всех скоростных поездов — 2 минуты. Скоростное сообщение осуществляется в дневное время.
Регулярное пригородное пассажирское сообщение было открыто 1 февраля 1962 года по маршруту Калинин — Москва. Так же, до середины 1980-х годов курсировал маршрут Калинин — Клин, обслуживавшийся электропоездами СМ3 приписки депо Калинин.
От станции отправляются электропоезда на Москву, Бологое и Торжок, пригородные поезда на Васильевский Мох. Электрички в направлении Бологого отправляются из северного тупика, с низких платформ, электрички на Москву — из южного тупика, с высоких платформ. Кроме того, до передачи моторвагонного парка ТЧ Тверь в ТЧ Крюково по боковым платформам осуществлялся оборот электропоездов из Москвы. Среднее время следования пригородных поездов до Москвы — 2,5 — 3 часа, до Бологое — 3 часа.
Среднесетевая скорость движения пригородных поездов составляет 67,2 км/ч.[54] Все электропоезда, обслуживающие маршруты из Твери, приписаны к локомотивному депо Крюково ТЧ-6.
Пригородные сообщение по станции Тверь осуществляется в утренние, дневные и вечерние часы[52].
Стоянка всех прочих поездов на станции составляет от 1 до 10 минут.
На станции Тверь производятся следующие коммерческие операции[55]:
Станция Тверь открыта для грузовой работы, на ней есть грузовой двор. По итогам 2 квартала 2010 года, на станции было погружено 34 248 тонны грузов, что превысило план погрузки на 10,1 %[56]. Выгрузка за тот же период на 2 % превысила плановые показатели и составила 1 238 тысяч вагонов.
Станцией Тверь обслуживаются следующие крупные предприятия:
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 6902343000 |
Историко-архитектурный комплекс станции Тверь Октябрьской железной дороги является объектом культурного наследия.
На станции действуют два музея (филиалы Центрального музея Октябрьской железной дороги): Музей тверских железнодорожников (открыт в 1982 году, фонд музея — 2285 единиц хранения, хранитель — Раиса Филипповна Дроздова), и Музей локомотивного депо Тверь (хранитель — старший научный сотрудник ДЦНТИ Светлана Николаевна Дмитриева)[66].
Тверской дом культуры железнодорожников — подразделение дирекции социальной сферы Октябрьской железной дороги. Дом культуры введен в эксплуатацию в 1924 году и назывался «Октябрь» (современное название — с 1986 года)[67]. Особого расцвета клуб достиг к 1930-м — 1940-м годам, за один месяц его посещало более 5 000 человек[68]. Высота здания — 3 этажа, общая площадь — 2127 кв.м. Имеются 3 зрительных зал на 1050 посадочных мест, 12 помещений для проведения культурно-досуговых мероприятий. В доме культуры работает профессиональная студия звукозаписи, удостоена премии «Звезда» в номинации — «Лучшая студия года» (1996 год), в которой записывались многие исполнители профессиональной эстрады. Так же, в помещениях дома культуры располагался Музей Тверских железнодорожников[69].
После революции 1917 года, тверской машинист Александр Тимофеевич Бунин возил Ленина и других лидеров страны Советов. Однажды, Феликсу Дзержинскому срочно понадобилось добраться из Тифлиса в Москву. Чтобы успеть вовремя, тверской машинист гнал состав с такой скоростью, что с него ветром сдуло фуражку, он простудился и умер[70].
Вскоре после появления на Октябрьской железной дороге фирменного скорого поезда «Красная стрела», в числе его пассажиров оказался известный партийный деятель Сергей Киров. Когда поезд прибыл в Тверь, первую остановочную станцию по дороге на Москву, начальник поезда решил похвастаться и сообщил Кирову, что они прибыли в Тверь на семь минут раньше, чем было запланировано. Однако Киров ответил на это, что поезда должны приходить точно по расписанию. С тех пор поезда Октябрьской железной дороги могут задерживаться, но никогда не приходят на место назначения раньше срока[71].
Коллектив Станции Тверь насчитывает 135 человек. Многие работники станции Тверь работают на ней десятилетиями, некоторые из них имееют почетные звания[56]:
Начальник станции — Тупиневич Вячеслав Игоревич.
Остановочные пункты железной дороги | ||
Предыдущая станция: Лазурная |
Октябрьская железная дорога |
Следующая станция: Пролетарская |
Тверь (станция).