ткнерпа.рф

Вездеходы

Справедливость

23-10-2023

Богиня Справедливости изображение справедливости оснащеную тремя символами: меч — символизирующий неотвратимость наказания совершившего противоправное деяние; весы символизирующие человеческие поступки, завязанные глаза указывают на беспристрастность.

Справедли́вость — понятие о должном[1], содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния[2]: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём[1]; в экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса[3]. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость[2].

Содержание

История

Справедливость является важнейшей категорией социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания. Неоднократно обращались к проблеме справедливости такие мыслители, как Г. Спенсер, Дж. Локк. В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке.

Джон Ролз в своей работе «Теория справедливости» формулирует два принципа понимания справедливости[4]:

1) каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других.
2) социальное и экономическое неравенства должны быть устроены так, чтобы:
(а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и
(б) доступ к положениям (positions) и должностям был бы открыт всем.

Виды

Начиная с Аристотеля принято выделять два вида справедливости:

  1. Уравнительная — относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.
  2. Распределительная — требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное — равным, неравное — неравным», «каждому своё»). Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является «начальником».

Уравнительная справедливость является специфическим принципом частного права, тогда как распределительная — принципом публичного права, являющегося совокупностью правил государства как организации.

Требования уравнительной и распределительной справедливости являются формальными, не определяя, кого следует считать равным или отличающимся, и не указывая на то, какие правила к кому применять. Различные ответы на эти вопросы дают различные концепции справедливости, которые дополняют формальное понятие справедливости содержательными требованиями и ценностями.

«Правда» как «Справедливость»

В быту «правду» часто считают определяющей легитимность решений и действий. В русском переводе Библии словом «правда» переведен термин «δικαιοσύνην» (от др.-греч. Δίκη — «Дике»), близкий по значению к слову «справедливость». Аналогичным образом использовалось слово «правда» на Руси при именовании сводов законов (например «Русская правда», или «Древнейшая правда»). От этого смысла происходит и слово праведник.

Биологические аспекты

По данным нейробиологов, за чувство справедливости отвечают ряд участков мозга, связанных с эмоциональной сферой человека[5].

Утверждают, что тяга к справедливости сформировалась на генетическом уровне в процессе племенного развития человека, поскольку предоставляла более «справедливым» племенам преимущества в выживании[6].

Литература

  • Канарш Г. Ю. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. — 236 с. — 250 экз. — ISBN 978-5-98079-689-1
  • Канарш Г. Ю. Социальная справедливость как духовная основа современного российского общества // 1998-9873.
  • Канарш Г. Ю. Социальная справедливость с позиций натурализма и волюнтаризма // 1998-9873.
  • Социальное государство с точки зрения права // Государство и право : Ежемесячный журнал. — 2001. — № 7. — С. 5–14. — 0132-0769.
  • О справедливости
  • Философия права: либертарно-юридическая концепция
  • Antony Flew, Socialism and Social Justice
  • Social Justice' Isn’t Any Kind of Justice', Professor Antony Flew, London, Libertarian Alliance, 1993.

См. также

В Викицитатнике есть страница по теме
Справедливость
В Викисловаре есть статья «справедливость»

Примечания

  1. ↑ Словарь по общественным наукам
  2. ↑ Большая советская энциклопедия
  3. Словарь по экономике и финансам
  4. Ролз, Джон Теория справедливости. — С. 66.
  5. «Чувство справедливости основано на эмоциях, а не на рассудке», по данным журнала Science
  6. «Чувство справедливости генетически заложено в человеке» по данным журнала Новый мир

Справедливость.

© 2022–2023 ткнерпа.рф, Россия, Нижний Новгород, ул. Щорса 18, +7 (831) 651-04-02