ткнерпа.рф

Вездеходы

Снегурочка

09-09-2023

Снегурочка

«Снегурочка», художник Васнецов, 1899 г.
Сопровождает Деда Мороза на празднике Нового года.
Мифология: славянская
Период жизни: жива и сейчас
Толкование имени: вероятно, уменьшительно-ласкательное от Снегура (имя для ребёнка, родившегося зимой)[1]
Имя на других языках: укр. Снігуронька
белор. Снягурка
Местность: Кострома[2]
Связанные понятия: новогодняя ёлка, подарки
Связанные персонажи: Дед Мороз
Связанные события: Новый год
Иллюстрации на Викискладе?

Снегу́рочка — новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница. На праздниках выступает как посредник между детьми и Дедом Морозом[3], что функционально соответствует древнегреческим демонам и христианским ангелам. Возраст варьируется: иногда изображается в образе маленькой девочки, иногда молодой девушки. Последнее чаще, под влиянием литературного образа Снегурочки и как практическая необходимость для оказания праздничных услуг (сопровождение Деда Мороза). Первое совместное официальное появление Деда Мороза и Снегурочки как молодой девушки произошло на встрече 1937 года в московском Доме Союзов[3].

Содержание

История персонажа

Дед Мороз со Снегурочкой на дореволюционной рождественской открытке.
При этом Дед Мороз скорее имеет черты Санта-Клауса (ремень с бляхой вместо пояса и шапка-колпак)[4].
Файл:Snegurochka USSR postcard.jpg
Снегурочка на детском празднике. Советская открытка 60-х гг. XX века.

Образ Снегурочки не зафиксирован в славянском народном обряде[3].

Возможным прототипом Снегурочки может быть праздник святой Люсии стран Балтики, которая в Германии XVIXVII веков, во время запрета на Святого Николая, заменяла в Рождество доброго дедушку и Иисуса. Традиция не прижилась в Германии, но укоренилась в Швеции в XVIIIXIX веках.

В русском фольклоре Снегурочка появляется в XIX веке, как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке), которая ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу»[5]. В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием сказок Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледнолицей светловолосой девушки. Одета в бело-голубую шубку с меховой опушкой, меховую шапку, рукавички.

Первоначально пьеса не имела успеха у публики. Однако в 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех[3].

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских рождественских ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала[3].

После революции религия находилась под всё возрастающим давлением и контролем государства, в том числе Рождество и все связанные с ним обычаи. Окончательная точка была поставлена в канун 1929 года. Рождество и по старому и по новому стилю было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по городу и всматривались в окна, не стоит ли там ёлка[источник не указан 278 дней]. Вместе с ёлкой и Дедом Морозом перешла на нелегальное положение и Снегурочка[6][нет в источнике].

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения[источник не указан 278 дней] празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее[3].

В послевоенный период Снегурочка — почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах и поздравлениях. Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных вузов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек, девушек и женщин, обычно светловолосых[3].

Для фильма «Снегурочка» (1968) у реки Мера была построена целая «деревня берендеев». Выбор места был неслучаен: в этих краях, в Щелыково, Островский писал свою пьесу. После завершения съёмок деревянные декорации были перенесены под Кострому, где возник парк «Берендеевка». Кроме этого, в Костроме теперь есть «Терем Снегурочки», в котором та круглый год принимает гостей[2]. В 2009 году впервые официально отмечался день рождения Снегурочки, которым решили считать ночь с 4-го на 5-е апреля. Это не соответствует сюжету сказки, в которой Снегурочка рождается зимой. Однако, по объяснениям организаторов, «у Снегурочки отец — Дед Мороз, а мать — Весна, и поэтому у неё день рождения весной»[7]. В 2010 году на день рождения внучки прибыл сам Дед Мороз из своей резиденции в Великом Устюге[8], официально подтвердив статус Костромы как основной резиденции своей спутницы и помощницы.[9]. Вместе с тем, накануне празднования нового 2012 года исламские проповедники Дагестана усмотрели в образе Снегурочки вызов традиционной культуре (из-за «коротенького развратного сарафанчика»), что привело к игнорированию торжеств в ряде школ республики[10].

Образ в искусстве

В советском и российском кинематографе

В музыке

См. также

Примечания

  1. Происхождение фамилии Снегур  (рус.). Ufolog.ru. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012. Проверено 14 декабря 2011.
  2. ↑ В Администрации города пройдёт презентация бренда «Сказочная Кострома – родина Снегурочки»  (рус.). Администрация города Костромы. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012. Проверено 1 декабря 2011.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 Душечкина 2003
  4. Внешние отличия Деда Мороза и Санта Клауса  (рус.). За Деда Мороза!. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 1 декабря 2011.
  5. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: ИНДРИК, 1994. — Т. 2. — С. 639—641.
  6. Душечкина 2008
  7. День рождения костромской Снегурочки впервые отпраздновали на всероссийском уровне  (рус.). Костромская Снегурочка. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012. Проверено 14 декабря 2011.
  8. Великий Устюг - родина Деда Мороза  (рус.). Правительство Вологодской области.(недоступная ссылка — история) Проверено 1 декабря 2011.
  9. День рождения Снегурочки  (рус.). Дом Деда Мороза. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012. Проверено 14 декабря 2011.
  10. В Дагестане Снегурочку считают распутной девицей

Литература

  • Душечкина Е. В. Дед Мороз и Снегурочка // Отечественные записки : журнал. — М., 2003. — № 1.
  • Душечкина Е. В. Три века русской ёлки // Наука и жизнь : журнал. — 2008. — № 1.

Ссылки

  • Снегурочка. Аудиосказка с текстом  (рус.). Сказка, рассказанная на ночь. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012. Проверено 1 декабря 2011.

Снегурочка.

© 2022–2023 ткнерпа.рф, Россия, Нижний Новгород, ул. Щорса 18, +7 (831) 651-04-02