ткнерпа.рф

Вездеходы

Саванна (атомоход)

12-06-2023

«Саванна»
Savannah
«Саванна» проходит мост «Золотые Ворота»
Основная информация
Тип грузо-пассажирское
Государство США
Порт приписки Саванна, США
Верфь «New York Shipbuilding Corporation», Камден, США
Спущено на воду 21 июля 1959
Введено в эксплуатацию 1964
Выведено из состава флота 10 января 1972
Современный статус списан, корабль-музей
Параметры
Длина 181,66 м
Ширина 23,77 м
Водоизмещение 13 599 тонн
Технические данные
Силовая установка 1 атомный реактор, 74 МВт
Винты 1
Мощность 20 300 л.с.
Скорость макс. 24 узла
Автономность плавания 300 тыс. миль при 20 узлах на одной заправке
Экипаж 124 человека
Пассажировместимость 60
Грузовместимость 8500 тонн, 18 000 м³

«Саванна» — грузо-пассажирский атомоход, построенный в конце 1950-х годов в США и названный в честь парохода «Саванна» — первого парохода, пересёкшего Атлантику. Стоимость судна составила 46,9 миллионов долларов, из них 28,3 миллиона составила стоимость реактора. Строительство финансировало правительство США как проект для демонстрации возможностей ядерной энергетики. Судно спущено на воду 21 июля 1959 года и работало с 1962 по 1972 годы. Это судно — одно из всего четырех когда-либо построенных торговых судов с ядерной энергетической установкой.

Содержание

Создание

В 1955 году президент США Дуайт Эйзенхауэр предложил построить торговое судно с ядерной энергетической установкой как показательный образец его программы «мирный атом» (англ. "Atoms for Peace"). В следующем году Конгресс утвердил «Саванну» как совместный проект Комиссии по Атомной Энергии, Морской Администрации и Департамента Торговли. Проектирование было выполнено компанией «George G. Sharp, Inc.» из города Нью-Йорка. Корпус судна построен на верфи компании «New York Shipbuilding» в городе Камден (Нью-Джерси). Ядерный реактор произведен компанией «Бабкок и Вилкокс». Судно спущено на воду 21 июля 1959 года.

Экономичность ядерной силовой установки

«Саванна» была построена для демонстрации технической возможности использования ядерной силовой установки для торговых судов, поэтому не ожидалось, что само судно будет конкурен­то­спо­соб­ным. Внешний вид судна старались сделать привлекательным, больше похожим на дорогую яхту, чем на обычный сухогруз. На судне устроено 30 пассажирских кают с кондиционерами и индивидуальными ванными, ресторан на 100 пассажиров, салон, который может выступать в качестве кинозала, веранда, бассейн и библиотека. По многим показателям судно было успешным. Оно хорошо держалось в море, безопасность не вызывала нареканий, топливная экономичность была непревзойдённой, и его сияющая белая краска никогда не была испорчена дымом из трубы. Даже погрузочное оборудование было разработано так, чтобы выглядеть привлекательно.

Однако, грузоподъемность «Саванны» была ограничена 8500 тоннами по массе и 18 000 кубометров по объёму. Многие из ее конкурентов могли принять на борт в несколько раз больше. Обтекаемый корпус судна делал загрузку передних трюмов трудоёмким, что становилось серьёзным недостатком по мере того как торговые порты становились все более и более автомати­зи­ро­ван­ны­ми. Экипаж был на треть больше, чем у обычных теплоходов со сравнимыми характе­рис­ти­ка­ми, и проходил дополнительное обучение сверх требуемого на теплоходы. Эксплу­а­та­ци­он­ные расходы включали в себя поддержку специальной береговой организации, которая согласовывала визиты такого судна в порт, а также особое оборудование на верфи для выполнения текущих ремонтов.

Все эти недостатки делали коммерческий успех невозможным. Пассажирские каюты не использовались, а грузоподъемность была недостаточной. В результате эксплу­а­та­ци­он­ные расходы «Саванны» составляли на 2 миллиона долларов больше, чем у аналогичного судна с обычной дизельной силовой установкой. Поэтому в 1972 году Морская Администрация списала «Саванну» в целях экономии средств. Это решение было принято в период низких цен на нефть. Однако уже в 1974 году, после энергетического кризиса, эксплу­а­та­ци­он­ные расходы были бы не больше, чем у обычного теплохода.

Музейное судно

В 1981 году «Саванна» была передана по бербоут-чартеру в экспозицию музея «Patriots Point Naval and Maritime Museum» города Монт Плезант, Южная Каролина. Поскольку реактор не был удалён, требовались периодические проверки его безопасности. Посетители музея могли прогуляться по грузовым отсекам корабля, посмотреть на пространство реактора через обзорное окно, заглянуть в каюты экипажа и пассажирские помещения и пройтись по палубам.

Руководство надеялось на интерес публики и планировало различные улучшения открытых для показа помещений. Однако «Саванна» привлекала гораздо меньше посетителей, чем другие выставленные суда и корабли, особенно авианосец «Йорктаун». Поэтому когда в 1993 году очередная инспекция Морской Администрации обнаружила необходимость докования судна, музей решил прекратить чартер. В 1994 году «Саванна» была переправлена на ремонт в Балтимор, после которого перешла в «резервный флот», расположенный возле города Ньюпорт-Ньюс. При списании ядерное топливо было выгружено, однако остались различные радиоактивные части.

Морская администрация США финансировала работы по удалению систем реактора и дезактивации. Эти работы начались 15 августа 2006 года на верфи города Норфолк (Вирджиния). 8 мая 2008 года судно было отбуксировано в Балтимор для завершения дезактивации, которую планируется закончить в течение трех лет.

Поскольку «Саванна» представляет историческую ценность, Морская администрация выразила интерес в преобразовании судна в музей, однако по состоянию на май 2008 года инвесторы для этого проекта еще не найдены.

См. также

Ссылки

  • История первого в мире атомного грузопассажирского судна NS Savannah
  • "Саванна" на сайте Морской Администрации США
  • Текущее положение "Саванны"
  • Фотографии "Саванны" и других атомоходов
  • Причины неудачи "Саванны"

39°15′30″ с. ш. 76°33′20″ з. д. / 39.258333° с. ш. 76.555556° з. д. (G) (O)

Саванна (атомоход).

© 2022–2023 ткнерпа.рф, Россия, Нижний Новгород, ул. Щорса 18, +7 (831) 651-04-02