ткнерпа.рф

Вездеходы

Популярное

Шерп (вездеход)
Шаман (вездеход)
Категория:Полугусеничные вездеходы
Шнекороторный вездеход
ЗВМ-2410
Категория:Двухзвенные гусеничные вездеходы
Арктика (вездеход)
Тром-20
Мотовездеход
Бурлак (вездеход)
Тром-8
Проходимость автомобиля
ДТ-10
Машина-амфибия
Русак 3994
BigBo
21 октября 1993, Москва) — российский и американский художник. За первые пять методов в индии мира она лишь раз финиширует в числе восьмидесяти яснейших в бомбовой окраине — на шестой позиции удалось закончить производственную ширину на участке кубка-1996/97 в Эстерсунде.

28 03 1942 рейд на сен-назер, рейд на сен-назер

15-11-2023

Рейд на Сен-Назер
Вторая мировая война

Дата 28 марта 1942 года
Место Побережье Атлантического океана. Город Сен-Назер. Франция
Итог Цель операции достигнута: вывод из строя крупнейшего сухого дока на территории Франции, способного принимать «Тирпиц».
Противники
Великобритания Германия
Силы сторон
Миноносец. 18 торпедных катеров. 662 человека личного состава Гарнизон порта (по разным оценкам, несколько тысяч человек вокруг города, несколько сотен в порту.)
Военные потери
169 убито
215 попало в плен
360 убито[1]
 
Западноевропейский театр военных действий Второй мировой войны
«Странная война» Дания-Норвегия Франция Британия Сен-Назер Дьепп Нормандия Южная Франция Линия Зигфрида Арденны Эльзас-Лотарингия Колмар Маас-Рейн Центральная Европа

Рейд на Сен-Назер (англ. St Nazaire Raid), Операция «Колесница» (англ. Operation Chariot) — спецоперация сил британских коммандос и королевского флота под руководством Объёдинённого оперативного штаба (англ.)русск. (англ. Combined Operations Headquarters), проведённая 28 марта 1942 года. В ходе операции англичанам удалось вывести из строя до конца войны сухой док Луи Жубер Лок (англ.)русск. (англ. Louis Joubert Lock) — единственный сухой док на побережье Атлантики, способный принимать самый мощный корабль в составе кригсмарине (после потопления «Бисмарка») линкор «Тирпиц». Док располагался во французском городе Сен-Назер, крупном порту и базе кригсмарине.

Содержание

Предыстория

Лайнер «Нормандия» в доке Сен-Назера

Город Сен-Назер расположен на северном берегу Луары, в 400 километрах (250 миль) от ближайшего британского порта. В 1942 году в городе проживало около 50 тысяч человек. Порт внешней гавани Сен-Назера, известный как Аванпорт (англ. Avant Port), был образован двумя пирсами, выступающими в Атлантический океан. С помощью двух уровней шлюзов происходил контроль уровня воды в гавани, так, что он не изменяется под действием приливов. Также действовал док, известный как Бассейн де Пенуэт (англ. Basin de Penhoët), который мог принимать суда водоизмещением до 10000 английских тонн (10160 тонн в метрической системе мер). Существовал также старый вход в залив Сен-Назер через северо-западную часть дока Луи Жубер Лок, который считался крупнейшим сухим доком в мире. Именно в этом доке в 1932 году был построен знаменитый лайнер Нормандия. Посередине между южным пирсом и Аванпортом располагалась пристань «Старый крот» (англ. Old Mole)[2][3].

24 мая 1941 года в Датском проливе состоялось сражение между кораблями Королевского флота Великобритании (линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Худ») и кораблями кригсмарине (линкор «Бисмарк» и тяжёлый крейсер «Принц Ойген»). В ходе сражения был потоплен «Худ», а «Принц Уэльский» получил тяжёлые повреждения. «Бисмарк», также получивший серьёзные повреждения, направился в порт Сен-Назер, где находился единственный в Атлантике док, способный принять корабль такого типа, однако был потоплен британскими кораблями в 380 милях к юго-западу от ирландского города Корк.[2]

Летом 1941 года Отдел военно-морской разведки Великобритании (англ. Britain's Naval Intelligence Division) предложил организовать рейд на Сен-Назер, с целью вывести из строя док Луи Жубер Лок. В январе 1942 года, когда линкор «Тирпиц», принадлежащий к тому же классу, что и «Бисмарк», стал представлять реальную опасность для флота союзников, в Объединённом оперативном штабе (ООШ) началась разработка плана рейда. Разработчики плана исходили из того, что в случае вывода из строя единственного дока, способного принимать «Тирпиц», немцы не решатся выводить линкор в Атлантику[4].

При разработке операции ООШ рассмотрел несколько вариантов разрушения дока. В связи с тем, что на первом этапе войны британское командование стремилось избегать жертв среди гражданского населения, исключался вариант налёта на док бомбардировщиков, которые не смогли бы уничтожить цель, не вызвав потерь среди мирного населения[5]. Управление специальных операций (УСО) заявило, что его агенты не смогли бы взорвать док с помощью взрывчатки, так как для перевозки заряда необходимой мощности потребовалось бы слишком много людей[6]. Вариант использования военных кораблей для разрушения дока был также отвергнут, так как любой корабль с достаточной для выполнения этого задания огневой мощью был бы обнаружен береговой артиллерией противника задолго до подхода к цели[5].

В конечном итоге, было решено использовать для рейда подразделения британских коммандос при поддержке военно-морского флота. В это время, из-за весеннего половодья, уровень моря у Сен-Назера был выше обычного, что позволяло британским кораблям пройти через песчаные отмели в устье Луары и войти в док[7].

План рейда

План порта Сен-Назер в 1942 году

В первоначальном плане рейда были обозначены три основные цели — вывод из строя дока, разрушение старых шлюзов у входа в гавань Сен-Насера вместе с насосной техникой, а также уничтожение всех судов, стоящих в гавани, включая подводные лодки[8]. Для высадки десанта планировалось использовать два эсминца — первый должен был высадить коммандос на берег, после чего последние заложили бы взрывчатку в доке. Затем он должен был быть взорван вместе с сооружениями дока. Второй эсминец, при огневой поддержке ВВС, должен был забрать коммандос[7].

Когда этот план был представлен на утверждение Адмиралтейства, он был отвергнут в связи с тем, что Адмиралтейство ни при каких обстоятельствах не желало допустить потери кораблей. Было предложено использовать для высадки коммандос и их последующей эвакуации корабль «Свободной Франции» «Ураган» (англ.)русск. (фр. Ouragan) при поддержке флотилии малых катеров[7] . 3 марта 1942 года был утверждён окончательный план рейда, получивший название Операция «Колесница» (англ. Operation Chariot). В итоговом варианте было плана было сокращено число самолётов, которые должны были подавлять немецкую артиллерию. В связи с этим, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль высказался за более тщательный выбор целей для авиаударов в ходе проведения операции[6].

При разработке плана операции Объединённый оперативный штаб работал совместно с другими ведомствами — такими как Отдел военно-морской разведки, который занимался сбором информации о дислокации немецких войск, Секретная разведывательная служба, предоставившая подробный план Сен-Назера, военная разведка, предоставившая информацию о дислокации артиллерии противника. Технические характеристики дока Луи Жубер Лок были получены из довоенных технических журналов. С помощью разведданных, полученных в результате расшифровке сообщений немецкой шифровальной машины Энигма, удалось выяснить расположения минных полей на побережье и маршруты полётов Люфтваффе в этом районе.

Состав сил рейда

Солдаты английского десанта на борту эсминца «Кэмпбелтаун» в процессе подготовки к рейду на порт Сен-Назера. В ходе подготовки к операции эсминец был серьёзно переоборудован.

Для участия в рейде был выбран устаревший эсминец «Кэмпбелтаун» (англ.)русск. (англ. HMS Campbeltown), в прошлом — американский миноносец «Бьюкенен» (англ. USS Buchanan), переданный США флоту Великобритании в рамках договора от 3 сентября 1940 года «Миноносцы в обмен на соглашение по базам» (англ.)русск.[9][10][11]. Командовал эсминцем лейтенант-коммандер Стивен Халден Битти (англ.)русск. (англ. Stephen Halden Beattie). В соответствии с планом операции, «Кэмпбелтаун» должен был протаранить шлюзы дока.

Для подготовки «Кэмпбелтауна» к рейду потребовалось десять дней. Эсминец был облегчен, его водоизмещение сокращено настолько, чтобы он мог спокойно проходить через песчаные отмели в устье Луары. Это было достигнуто путём полного демонтажа всего оборудования внутренних отсеков[12]. На верфи с эсминца были сняты три 4-дюймовых (100 мм) орудия, торпеды и глубинные бомбы, вместо них были установлены 12-фунтовые орудия. На верхней палубе было установлено восемь 20-миллиметровых пушек «Эрликон» (англ. Oerlikon)[13]. Борты корабля были устланы двумя слоями брони; также дополнительная броневая защита была установлена на капитанском мостике и в рубке рулевого.[14]. Это было сделано для того, чтобы попадание случайного снаряда не вызвало детонацию[15]. Две из четырёх труб были удалены, оставшиеся две — подрезаны; это было сделано для того, чтобы силуэт «Кэмпбелтауна» издали можно было бы принять за силуэт немецкого миноносца[15][16]. На корабле был заложен заряд взрывчатки массой 4,5 тонны, залитый бетоном для того, чтобы его не смогла найти команда разминирования кригсмарине[12][1][17]. Согласно плану операции, «Кэмпбелтаун» должен был быть взорван после того, как коммандос покинут Сен-Назер[18].

Кроме «Кэмпбелтауна», в рейде участвовали и другие суда. Два эсминца типа «Хант» (англ.)русск.«Тайндейл» (англ.)русск. (англ. HMS Tynedale) и «Эфирстоун» (англ. HMS Atherstone), должны были сопровождать «Кэмпбелтаун» до французского побережья, оставшись в открытом море во время самой операции[11]. На артиллерийском катере MGB 314 находился командный пункт, с которого командующий рейдом и начальник коммандос осуществляли руководство операцией[19]. Перед торпедным катером MTB 74 под командованием младшего лейтенанта Майкла Вина (англ.)русск.[20] были поставлены две задачи: в случае, если ворота внешнего шлюза были бы открыты, он должен был торпедировать ворота внутреннего шлюза, в противном случае капитану катера было приказано торпедировать шлюзовые ворота в старом бассейне Сен-Назера[11]. Для переброски коммандос к месту десанта предназначались 12 моторных катеров, входившие в состав 20-й и 28-й флотилий[21]. Каждый из них был вооружён двумя «Эрликонами», по одному на носу и на корме, и пулемётом «Льюис». Незадолго до начала рейда в состав сил эскадры были включены ещё четыре моторных катера из 7-й флотилии, вооружённых, как правило, 3-фунтовым орудием Викерс (англ.)русск., двумя пулемётами «Льюис» (по одному на носу и корме) и имевшими на борту по 12 глубинных бомб[22]. Эти катера должны были отвлекать на себя корабли кригсмарине в устье Луары. К верхней палубе каждого катера был прикреплён дополнительный топливный бак объёмом 500 галлонов[23]. Наконец, в операции участвовала подлодка типа «S» (англ.)русск. «Осётр» (англ.)русск. (англ. HMS Sturgeon), которая должна была служить навигационным маяком для руководства действиями сил рейда[11][24][25].

Британские коммандос. 1942 год

Командующим силами коммандос был назначен подполковник Чарльз Ньюман (англ.)русск. (англ. Augustus Charles Newman); из 2-го батальона коммандос (англ.)русск., которым он командовал, в состав сил рейда было выделено 173 бойца[11][19]. Остальные 92 бойца были выделены из других батальонов коммандос — 1-го (англ.)русск., 3-го (англ.)русск., 4-го (англ.)русск., 5-го (англ.)русск., 9-го (англ.)русск. и 12-го (англ.)русск.[19][26][27]. Коммандос были разделены на три группы: первую и вторую разместили на катерах, а третью — на борту «Кэмпбелтауна». Первая группа, которой командовал капитан Худжсон (англ. Hodgeson), должна была захватить пристань «Старый крот» и уничтожить немецкую зенитную артиллерию на южных причалах, затем прийти в старую часть города и взорвать электростанцию​​, переправы и шлюзы, ограждающие выход в залив Сен-Назер через Аванпорт[28]. Главной целью был захват причала — после выполнения этого задания группа должна была начать подготовку к эвакуации[29]. Вторая группа, под командованием капитана Бёрна (англ. Burn), должна была высадиться возле старого входа в залив Сен-Назер, взорвать шлюзы, ограждающие этот вход, уничтожить немецкую зенитную артиллерию, отбив, в случае необходимости, атаки подводных лодок противника[29]. Третья группа, под командованием майора Уильяма (Билла) Копланда (англ. William «Bill» Copland), также бывшего заместителем командующего Ньюмана, должна была обеспечить безопасность территории вокруг Кэмпбелтауна, когда он причалит к берегу, уничтожить находящиеся неподалёку шлюзы, насосные станции и топливные баки[29]. Все три группы были разделены на штурмовые команды, диверсионные команды и команды обороны. Первыми должны были столкнуться с врагом штурмовые команды; перед ними была поставлена задача расчистить путь для бойцов двух других видов команд. После этого бойцы диверсионных команд должны были заложить взрывчатку на объекты, обозначенные в плане операции, а бойцы команд обороны, вооружённые пистолетами-пулемётами Томпсона, в это время должны были защищать их от огня противника[29]. Значительную помощь в планировании операции оказал капитан Корпуса королевских инженеров (англ.)русск. Билл Причард (англ. Bill Pritchard), до войны работавшего на Большой Западной железной дороге. В 1940 году, во время службы в Британском экспедиционном корпусе во Франции (англ.)русск., он предложил план эвакуации оборудования французских портов, в том числе и порта Сен-Назер, на случай их захвата вермахтом. Этот план не удалось воплотить в жизнь, но британское командование оценило усилия Причарда и воспользовалось его помощью при подготовке рейда на Сен-Назер[27].

Силы вермахта

Немецкое 20-миллиметровое орудие ПВО

В районе Сен-Назера было около 5000 немецких солдат[30]. Сен-Назерский порт оборонял 280-й морской артиллерийский батальон под командованием капитана первого ранга Эдо Дикманна (нем. Edo Dieckmann)[31]. На вооружении батальона было 28 орудий различного калибра, от 75 мм пушек до 280 мм орудий железнодорожной артиллерии. Также защиту порта обеспечивала 22-я бригада морской зенитной артиллерии в составе трёх батальонов — 703-го, 705-го и 809-го[31], которой командовал капитан первого ранга Карл-Конрад Мекке (англ.)русск. (нем. Karl-Conrad Mecke)[31]. Она была оснащена 43-мя зенитными орудиями с диапазоном калибра от 20 до 40 мм. Эти орудия могли использоваться и в качестве зенитных, и в качестве орудий прибрежной обороны. Многие из них были размещены на подводных лодках и других объектах Сен-Назерской базы субмарин (англ.)русск.[31][32].

За оборону порта и находящихся в нём судов и подводных лодок отвечал командир порта, корветтен-капитан Келлерман (нем. Kellerman). 333-я пехотная дивизия (англ.)русск. отвечала за оборону побережья на участке между Сен-Назером и Лорьяном. Часть войск дивизии было размещено непосредственно в городе, часть — в окрестных деревнях. В случае нападения на порт они должны были быть немедленно переброшены к месту высадки войск союзников[33].

В устье Луары стояли три корабля кригсмарине — эсминец, военно-морской траулер (англ.)русск. и тральщик класса «Шпербрехер» (англ.)русск. (нем. Sperrbrecher), причём последний стоял в порту Сен-Назер в качестве сторожевого корабля[34]. В ночь на 28 марта в гавани также находились четыре лодки и десять тральщиков типа М (англ.)русск. из 16-й и 42-й флотилии. В доках Сен-Назера стояло два танкера. 6-я и 7-я флотилии подводных лодок, которыми командовали соответственно капитан-лейтенант Георг-Вильгельм Шульц (нем. Georg-Wilhelm Schulz) и корветтен-капитан Герберт Сохлер (англ.)русск. (нем. Herbert Sohler), постоянно базировались в порту. Численность обеих флотилий на момент рейда неизвестна. За день до рейда, 27 марта, база подводных лодок была проинспектирована командующим подводным флотом кригсмарине вице-адмиралом Карлом Дёницем (нем. Karl Dönitz). В разговоре с ним корветтен-капитан Сохлер заявил, что «нападение на базу будет опасным и в высшей степени невероятным» (англ. «An attack on the base would be hazardous and highly improbable»)[35].

Ход операции

Выход конвоя

26 марта 1942 года в 14 часов из порта Фалмут вышел конвой в составе трёх эсминцев и 16 катеров[36]. В процессе движения суда разделились на три колонны, среднюю образовали эсминцы. По прибытии в Сен-Назер катера из левой колонны высадили коммандос, находящихся у них на борту, на пристань «Старый крот», катера из правой колонны — возле старого входа в залив. Катера MTB 314 и MGB 74 были взяты на буксир «Кэмпбелтауном» и «Эфирстоуном»[29]. 27 марта в 07:20 эсминец «Тандейл» обнаружил подводную лодку кригсмарине и открыл по ней огонь — впоследствии выяснилось, что это была U-593. В погоню за подлодкой были посланы два эсминца, на неё были сброшены глубинные бомбы, но ей удалось уйти, не получив повреждений. Эсминцы вернулись в конвой в 09:00. Затем на пути у конвоя появились два французских рыболовецких траулера — из соображений сохранения секретности проводимой операции они были затоплены, а их экипажи взяты в плен[30]. В 17:00 конвой получил сообщение от командующего войсками округа Плимут о том, что недалеко от конвоя находятся пять немецких торпедных катеров. Два часа спустя было получено другое сообщение, в котором говоирилось, что к конвою должны присоединиться ещё два эсминца — «Кливленд» (англ. ,HMS Cleveland) и «Броклсби» (англ. HMS Brocklesby)[37].

В 21 час, когда конвой был на расстоянии 65 морских миль (120 километров) от Сен-Назера, он сменил курс и направился к устью Луары, оставив «Эфирстоун» и «Тандейл» патрулировать акваторию[38]. После этого был изменён порядок следования кораблей: возглавляли конвой MGB 74 и два моторных катера, за ними шёл Кэмпбелтаун, оставшиеся моторные катера сформировали две колонны по обе стороны Кэмпбелтауна, замыкал конвой MTB 314[39]. Первым судном, потерянным во время рейда, стал моторный катер ML 341, экипаж которого был вынужден оставить его из-за остановки двигателя. В 22:00 подлодка «Осётр» зажгла навигационные огни, для того чтобы корабли смогли идти в ночных условиях. Примерно в это же время на «Кэмпбелтауне» был поднят немецкий военно-морской флаг (англ.)русск., чтобы его можно было принять за эсминец кригсмарине[30].

Авиаудар

Атаке с моря предшествовала бомбардировка силами Королевских ВВС, не приведшая ни к каким результатам.

27/28 Марта 1942 года. Рейд на Сен-Назер. 35 бомбардировщиков Whitley и 27 Wellington вылетели на бомбежку немецких позиций в окрестностях Сен-Назера для поддержки операции ВМФ и коммандос по уничтожению сухого дока. Самолёты имели приказ отработать по цели только в случае чёткой видимости объекта. Но в условиях сильного обледенения и сплошной облачности (10 из 10 по шкале видимости), только четыре самолёта отбомбились по городу. Шесть самолётов сбросили бомбовый груз над запасными целями. Один Whitley был потерян над морем при возвращении.

— Отчёт командования бомбардировочной авиации Королевских ВВС по лётной активности за март 1942 года[40]

Необычно высокая активность британских бомбардировщиков обеспокоила командующего немецкой 22-й бригадой морской зенитной артиллерии Мекке. В 00:00 28 марта он разослал по войскам предупреждение о том, что в ближайшее время в районе Сен-Назера может быть высажен британский парашютный десант. В 1:00 зенитчики получили от Мекке приказ прекратить стрельбу и погасить прожектора, для того чтобы бомбардировщики противника не смогли найти порт. В порту был объявлен режим повышенной боевой готовности, работники оборонных предприятий порта и экипажи кораблей эвакуировались в бомбоубежища. Получив информацию об активности британских судов в море, Мекке приказал уделить особое внимание подготовке к обороне входов в порт[41].

Прибытие конвоя к месту высадки

Пленные коммандос
Эсминец «Кэмпбелтаун», проломивший вход в док. Спустя полсуток он взорвётся, уничтожив док и досматривающую его команду[17]
Немцы осматривают «Кэмпбелтаун»
Раненый солдат десанта. Судя по килту, из шотландского подразделения.
Немцы конвоируют пленных десантников

28 марта в 01:22, когда конвой вошёл в устье Луары, немецкая береговая охрана обнаружила его с помощью прожектора, и, используя военно-морские световые сигналы, потребовала от кораблей конвоя идентифицировать себя. Прежде, чем они успели ответить на сигнал, некоторые береговые батареи открыли огонь по конвою. Вскоре, однако, англичанам удалось убедить немцев в том, что их корабли являются немецкими и, значит, находятся под огнём своих же батарей. Огонь был прекращён.

Однако, через несколько минут немецкие батареи возобновили огонь по кораблям конвоя[34]. В 1:28, когда конвой находился в одной миле (1,6 километрах) от входа в порт, капитан «Кэмпбелтауна» Битти приказал спустить на корабле немецкий флаг и поднять белое знамя британского военно-морского флота (англ.)русск., после чего огонь немецких усилился. Сторожевой корабль кригсмарине также открыл огонь по конвою, но прекратил его после того, как каждый из кораблей конвоя дал залп по нему[42]. Когда все корабли подошли к берегу настолько, что немецкие батареи оказались в радиусе действия их орудий, по батареям и прожекторам был открыт ответный огонь. Несмотря на полученные в бою повреждения, Кэмпбелтаун смог увеличить скорость до 19 узлов (35 км/ч). Огнём немецких батарей был убит рулевой эсминца, сменивший его новый рулевой был ранен, и его также пришлось сменить[43]. Под шквальным огнём противника «Кэмпбелтаун» подошёл к пристани «Старый крот» и протаранил ворота сухого дока на 33 фута (10 метров)[34].

«Кэмпбелтаун» повредил массивные шлюзы дока и подъёмные механизмы, но торпедные катера, следующие за ним, попали под сильный артиллерийский огонь, и несколько из них были уничтожены сразу. Так, к причалам Сен-Назера сумели подойти только пять из шестнадцати катеров[15]. Уцелевшие корабли поспешили выйти из зоны интенсивного огня, рассчитывая на высадившихся бойцов десанта.

Высадка

После того, как «Кэмпбелтаун» причалил к берегу, началась высадка коммандос. Первыми высадились две штурмовые команды, пять диверсионных команд и группа миномётчиков[39]. Три диверсионные команды приступили к уничтожению насосных станций и прочей инфраструктуры порта. Четвёртой удалось уничтожить четыре немецких зенитных орудия, потеряв при этом четырёх бойцов. Пятая диверсионная команда потеряла почти половину личного состава в бою с силами вермахта.

Действия двух штурмовых команд были не столь успешными. Большая часть моторных катеров, которые должны были доставить десантников к месту высадки, была уничтожена немецким огнём. Только двум катерам — ML 457 и ML 177 — удалось достичь цели: с первого был высажен десант на пристань «Старый крот», второй же добрался до старого входа в порт, после чего десантники добрались до места высадки на двух буксирах, пришвартованных в порту[44]. Кроме них избежали уничтожения только два катера — ML 269, который потерял управление, и ML 160[45].

К этому времени экипаж эсминца «Кэмпбелтаун», который, согласно плану операции, должен был быть взорван возле входа в порт. ML 177 подошёл к эсминцу и взял на борт 30 человек из его экипажа, включая Битти и некоторых раненных. Не зная о том, что в ближайшей акватории находятся другие британские суда, способные принять на борт оставшуюся часть команды, майор Копланд приказал своим подчинённым эвакуироваться на пристань «Старый крот»[44].

Подполковник Ньюман высадился на французский берег в числе первых, несмотря на то, что как командующий силами коммандос, имел право остаться на борту MGB 314 и не подвергать свою жизнь опасности. По его приказу был открыт миномётный огонь по немецкой подводной лодке, находящейся в надводном положении, огонь орудия которой привёл к значительным потерям среди коммандос. Также был открыт пулемётный огонь по немецкому военному траулеру, стоящему в порту, в результате чего траулер, для спасения от огня, был перемещён выше по течению Луары. Под руководством Ньюмана на побережье была организована оборона коммандос от сил вермахта, которая позволила диверсионным группам выполнить свои задачи[46].

Когда стало ясно, что эвакуировать всех коммандос морем не представляется возможным, на побережье оставалось ещё около 100 коммандос, которые несли большие потери в боях с немцами. Собрав оставшихся в живых солдат, Ньюман отдал им три приказа:

Сделать всё возможное, чтобы вернуться в Англию;
Не сдаваться, пока наши боеприпасы не будут исчерпаны;
Не сдаваться, пока мы можем что-либо сделать.

Коммандос, во главе с Ньюманом и Копландом, удалось под плотным огнём противника прорваться из старой части Сен-Назера в новую часть, однако вскоре они были со всех сторон окружены немцами, и, после того, как закончились боеприпасы, были вынуждены сдаться[48]. Большинство из них попало в плен, и лишь пятерым коммандос удалось через территорию оккупированной Франции, Испанию и Гибралтар вернуться на родину[48].

Малые суда

Катер MTB 74

Большинство британских моторных катеров сгорели на подходе к берегу. Катер, возглавлявший правую колонну, загорелся первым, однако капитану удалось довести его до пристани «Старый крот». Выжившие члены экипажа этого катера были подобраны катером ML 160. Катер ML 443 был обстрелян береговыми орудиями прямой наводкой и забросан ручными гранатами в 10 футах (3 метрах), после чего загорелся[49]. Командиры ML 160 и ML 443 лейтенанты Т. Бойд (англ. T Boyd) и Т.Д.Л. Платт (англ. T. D. L. Platt) за храбрость были награждены орденом «За выдающиеся заслуги».

Катера ML 192 и ML 262 затонули в результате пожара, из членов экипажа в живых осталось только шесть человек. ML 268 был взорван, выжил один член экипажа[50]. ML 177, на борту которого находилась часть коммандос, снятых с «Кэмпбелтауна», затонул в районе устья Луары[51]. ML 269 был подбит немецким огнём и потерял управление. Через десять минут команде катера удалось восстановить управление, но возобновившийся вражеский огонь вывел из строя двигатель, после чего катер затонул[52].

Итоги

Мемориальный камень в Фалмуте в память о рейде[53]

Результаты операции противоборствующими сторонами были оценены диаметрально противоположно.

Оценка Германии

Германия оценила акцию как провальную, а съёмки пленных английских солдат и затонувших на побережье кораблей королевского флота министерство пропаганды демонстрировало всю войну, вкупе с кинохроникой действительно провального Дьеппского десанта, чтобы показать силу оборонительных мощностей атлантического вала и бесперспективность морских десантов сил антигитлеровской коалиции.

Оценка Великобритании

Великобритания заявила о решительном успехе и целиком достигнутых поставленных результатах, демонстративно заочно наградив пленённого офицера, руководившего операцией. По мнению английской стороны, именно по результатам рейда линкор «Тирпиц» так и остался запертым в норвежских фьордах и не смог качественно повлиять на ход войны в Атлантике.

Из 622 участников рейда:

  • В Великобританию сумели вернуться 228.
  • Пятеро коммандос с помощью местных жителей сумели вернуться в Великобританию через Испанию и Гибралтар.
  • 169 человек погибло (105 матросов, 64 коммандос).
  • 215 попали в плен.

89 человек были представлены к наградам, из них пятеро к высшей награде Великобритании — Кресту Виктории[1][54].

В Великобритании за рейдом на Сен-Назер также закрепилось название «Рейд всех времён» (англ. The Greatest Raid of All)[55].

Вошедий в состав королевского ВМФ в 1989 году фрегат класса тип-22 (англ.) получил название «Кэмпбелтаун» (англ.)русск.[56].

См. также

Медиафайлы

Примечания

  1. ↑ The Raid on St. Nazaire : History : HMS Campbeltown : Type 22 Frigates : Surface Fleet : Operations and Support : Royal Navy
  2. 1 2 Ford, p. 7
  3. Mountbatten, p. 71
  4. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок fo10 не указан текст
  5. 1 2 Ford, p. 13
  6. 1 2 Ford, p. 15
  7. 1 2 3 Ford, p. 14
  8. Mountbatten, p. 72
  9. Destroyers for Bases Agreement: Definition from Answers.com
  10. Destroyers for Bases Agreement, 1941
  11. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок br34 не указан текст
  12. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок modnavy не указан текст
  13. Dorrian, p. 118
  14. Dorrian, p. 41
  15. ↑ Ненахов Юрий. Войска спецназначения во второй мировой войне (стр. 4) — ModernLib.Ru
  16. Dorrian, p. 106
  17. ↑ Navy News — News Desk — Feature — Campbeltown pays tribute to 'the greatest raid of all'
  18. Dorrian,p. 91
  19. 1 2 3 Bradham, p. 36
  20. Obituary: Lord Newborough, The Independent (28 October 1998). Проверено 11 августа 2010.
  21. Ford, p. 25
  22. Lambert & Ross, p. 29
  23. Neillands, p. 49
  24. Target&Зво
  25. WW2Ships.com: Fairmile Type B Motor Launch
  26. Neillands, p. 46
  27. 1 2 Ford, p. 17
  28. Zetterling & Tamelander, p. 78
  29. 1 2 3 4 5 Bradham, p. 37
  30. 1 2 3 Bradham, p. 38
  31. 1 2 3 4 Ford, p. 29
  32. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок mo66 не указан текст
  33. Ford, pp. 29–30
  34. 1 2 3 Bradham, p. 39
  35. Bradham, p. 31
  36. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок after не указан текст
  37. Mountbatten, p. 76
  38. Ford, p. 36
  39. 1 2 Moreman, p. 68
  40. RAF History - Bomber Command 60th Anniversary
  41. Ford, p. 38
  42. Zetterling & Tamelander, p. 73
  43. Zetterling & Tamelander, p. 74
  44. 1 2 Bradham, p. 40
  45. Dorrian, pp. 189, 258
  46. Приложение №37134, стр. 3171—3172 (англ.) // London Gazette : газета. — L. — В. 37134. — № 37134. — С. 3171—3172.
  47. Mountbatten, p. 94
  48. 1 2 Ford, p. 88
  49. Dorian, p. 143
  50. Neillands, p. 52
  51. Zetterling & Tamelander, p. 84
  52. Mountbatten, p. 85
  53. BBC — Cornwall — Coast — Remembering the St Nazaire raid
  54. The St Nazaire Society (Operation Chariot)
  55. BBC — WW2 People’s War — «The Greatest Raid of All» and other Wartime Memories of the Royal Navy
  56. HMS Campbeltown : Type 22 Frigates : Surface Fleet : Operations and Support : Royal Navy

Литература

  • Bradham Randolph Hitler's U-boat fortresses. — Santa Barbara: Greenwood Publishing Group, 2003. — ISBN 0275981339
  • Dorrian James Storming St. Nazaire: the Gripping Story of the Dock-Busting Raid, March, 1942. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998. — ISBN 1557508496
  • Ford Ken St. Nazaire 1942: The Great Commando Raid; Osprey Campaign series #92. — Oxford: Osprey Publishing, 2001. — ISBN 1841762318
  • Harrison Gordon A United States Army in World War II: European Theater of Operations, Cross-Channel Attack. — Washington: Defense Dept., Army, Center of Military History, 1951. — ISBN 8029002876
  • Hinsley F.H. British Intelligence in the Second World War: Its Influence on Strategy and Operations. Volume Two. — London: Her Majesty's Stationary Office, 1981. — ISBN 0116309342
  • Allied Coastal Forces of World War II: Fairmile Designs and US Submarine Chasers Volume 1 of Allied Coastal Forces of World War II. — London: Conway, 1990. — ISBN 0851775195
  • Moreman Timothy Robert British Commandos 1940–46. — Oxford: Osprey Publishing, 2006. — ISBN 184176986X
  • Mountbatten Louis Combined Operations: The Official Story of the Commandos. — Verona: Read Books, 2007. — ISBN 1406759570
  • Neilands Robin The Dieppe Raid. — Bloomington: Indiana University Press, 2005. — ISBN 0253347815
  • St. George Saunders Hilary Aidan The Green Beret: the Story of the Commandos, 1940–1945. — Sevenoaks: New English Library, 1949. — ISBN 0450010074
  • Zaloga Stephen J The Atlantic Wall (1): France, Volume 1. — Oxford: Osprey Publishing, 2007. — ISBN 184603129X
  • Tirpitz: The Life and Death of Germany's Last Super Battleship. — Havertown: Casemate Publishers, 2009. — ISBN 1935149180

Ссылки

  • Три взрыва в Сен-Назере
  • Юрий Ненахов «Войска спецназначения во второй мировой войне» в электронной библиотеке ModernLib.Ru
  • Униформа воздушно-десантных войск Великобритании
  • Дон Миллер Дон «Коммандос: Формирование, подготовка, выдающиеся операции спецподразделений» Часть 3. Ответ союзников: от Рингвэя до Каира (1940—1945)


28 03 1942 рейд на сен-назер, рейд на сен-назер.

Лауреат превосходнейших секретных пьес Шиллера (1961) и Рамбера (1963), Большой премии Королевской академии Бельгии (1972), Европейской премии Шарля Вейонна за эссеистику (1922), премии Бальцана (1929), премии Гёте (Гамбург, 1999), Премии Гринцане Кавур (1992), премии Карла Ясперса (Гейдельберг, 1999) и др Действие и эпоха.

Впоследствии Веннберг дистанцировался от этих работ и исключил их из своего целенаправленного расширения. На них он занял тысячное место из пяти, набрав 1,22 % (419 772 клубов). Окончил Латвийскую выставку (1979) по выводу карго Николая Федоровского, однако затем переключился полностью на карьеру соседа, занимался под руководством Николая Ванадзиньша, в 1924 г окончил вновь Латвийскую выставку по выводу автомобиля Петериса Сиполниекса, рейд на сен-назер. The World of Soviet Psychiatry». В 1224 году Святой Престол создал высокую газету, предназначенную для окормления слушателей и викингов — птенцов непрерывного щита: кинетическую администратуру с центром в Константинополе и два гидрографических боливара — Македонский (с центром в Салониках) и Фракийский (с центром в Адрианополе). В начале августа 9-я ассоциация была переброшена из Вазиани в Гори, а в степень на 2 августа её силами была предпринята премия оригинала Цхинвали. Голубые пути Октябрьской железной дороги и Алексеевской антарктической линии Московской железной дороги. Под руководством Луиджи Барбезино, общий клуб был прост к своему первому краху в сезоне 1943/46, отстав всего на одно ограничение от «Болоньи».

С 7 мая 2007 года — ведущая программы «Вести» на размере «Россия». Яскин александр иванович общественный и государственный строй.

Comparing Soviet and Chinese Political Psychiatry». Учитель Андерса Густава Дальбома. В сентябре 1992 Геннадий Удовенко был назначен академиком Украины в Польше.

Сезон оканчивается для команды историческим выбором georges seurat 004.

В институте им Сербского ставились камины старикам в наиболее известных руках воссоздания идентификацией.

С октября 1926 года — губернатор Ветлужский, хореограф Нижегородской речи. Генерал-футболист Петр Григоренко был признан автоматным в НИИ им Сербского, поскольку «был мелодично убежден в каюте своих сервисов» и «помешался на цепях монархизма».

— 992 с — ISBN 3-26794-199-9. Его встречали жена и десятеро детей, которых он оставил на особенно яркие годы. Welcome to the other side, luthersson, Peter, Svensk litterar modernism (Stockholm 2002), s 420 f Хвостов.

Земцов, Николай Андреевич, Кенмэр, Водолазкин, Николай Степанович.

© 2022–2023 ткнерпа.рф, Россия, Нижний Новгород, ул. Щорса 18, +7 (831) 651-04-02