ткнерпа.рф

Вездеходы

Попов, Алексей Дмитриевич

19-08-2023

Алексей Попов
Имя при рождении:

Алексей Дмитриевич Попов

Дата рождения:

12 (24) марта 1892(1892-03-24)

Место рождения:

Николаевск,
Самарская губерния,
Российская империя

Дата смерти:

18 августа 1961(1961-08-18) (69 лет)

Место смерти:

Москва, СССР

Профессия:

актёр,
театральный режиссёр, театральный педагог, кинорежиссёр

Гражданство:

 Российская империя
 СССР

Театр:

ЦАТСА

Награды:
IMDb:

ID 0958295

Алексей Дмитриевич Попо́в (12 (24) марта 1892, Николаевск, — 18 августа 1961, Москва) — советский российский актёр, театральный режиссёр, теоретик театра, педагог. Народный артист СССР (1948). Лауреат трёх Сталинских премий (1943, 1950, 1951). Член КПСС с 1954 года[1].

Содержание

Биография

Алексей Попов родился в городе Николаевск Самарской губернии (ныне — г. Пугачев, Саратовская область).

Учился в школе живописи в Казани. В 1912 году был принят 1-ю Студию МХТ и до 1918 года в качетсве актёра выступал на сценах Московского Художественного театра и 1-й Студии МХТ, играл, в частности Василия в «Мысли» Л. Андреева, Аполлона в «Провинциалке» И. Тургенева, Дантье в «Гибели „Надежды“» Г. Хейерманса. Как режиссёр дебютировал в 1916 году в руководимой Евгением Вахтанговым Мансуровской студии постановкой «Незнакомки» А. Блока; но эта работа осталась незавершённой[1].

Первой законченной режиссёрской работой стала постановка спектакля «Гибель „Надежды“» в созданной Алексеем Поповым в сентябре 1918 года в Вичуге (Бонячках) рабочей театральной студии. С конца 1918 по 1923 год возаглавлял Театр студийных постановок в Костроме, на сцене которого выступал как актёр, поставил ряд спектаклей, в том числе, по режиссёрским экспликациям 1-й Студии МХТ, «Потоп» Ю. Х. Бергера и «Сверчок на печи» Ч. Диккенса[1].

В 1923 году Алексей Попов вернулся в Москву и стал режиссёром 3-й студии МХАТа, в 1926 году преобразованной в Театр имени Е. Б. Вахтангова. Здесь Попов дебютировал постановкой спектакля «Комедии Мериме»; наиболее значительные работы этого периода — «Виринея» Л. Н. Сейфуллиной и «Разлом» Б. А. Лавренёва[1]. В Театре имени Вахтангова Алексей Попов работал по 1930 год; одновременно в 1928—1929 годах учился в мастерской С. М. Эйзенштейна при ГТК.

в 1931-м Попов возглавил Театр Революции, которым руководил до 1935 года, осуществил вошедшие в историю советского театра постановки ранних пьес Николая Погодина «Поэма о топоре», «Мой друг» и «После бала», а также «Ромео и Джульетты» с Михаилом Астанговым и Марией Бабановой в главных ролях[2]. В своих постановка Алексей Попов стрмился к синтезу творческих принципов К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко и Е. Б. Вахтангова; работая в Театре Революции, Попов выдвинул концепцию современного «актера-мыслителя», чье творчество одушевлено «волнением от мысли»[2].

В 1935 году Алексей Попов был назначен художественным руководителем Центральный театр Красной Армии, который возглавлял до 1960 года. Здесь режиссёр создал лучшие исторические и историко-революционные спектакли того времени — «Год 19-й» И. Прута, «Падь Серебряная» Н. Погодина, «Флаг адмирала» А. Штейна, «Поднятая целина» по М. Шолохову и другие, а в годы Великой Отечественной войны — «Давным-давно» А. К. Гладкова и «Сталинградцы» Ю. Чепурина. Не менее успешным были и его обращения к классике, прежде всего «Укрощение строптивой» У. Шекспира и «Ревизор» Н. Гоголя[1].

Начиная с 1919 года Алексей Попов вёл педагогическую работу в театральных студиях[3] и в ГИТИСе; с 1940 года был профессором, с 1957 — доктором искусствоведения.

Алексей Дмитриевич Попов умер 18 августа 1961 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8)[3].

Сын — народный артист СССР Андрей Попов.

Признание и награды

В 1972 были учреждены Золотая и Серебряные медали имени А.Д.Попова, присуждаемые ежегодно творческим работникам театра.

Творчество

Памятник на могиле А. Д. Попова на Новодевичьем кладбище

Режиссёрские работы в театре

Театр студийных постановок (Кострома)

  • 1919 — «Потоп» Бергера
  • «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу
  • «Ученик дьявола» Б. Шоу
  • «Вечер чеховских миниатюр»
  • «Вечер, посвященный Парижской Коммуне»
  • «Женитьба Фигаро» П. Бомарше
  • «Волки» Р. Роллана
  • 1923 — «Невероятно, но возможно» Плетнева

Театр имени Вахтангова

Московский театр Революции

Центральный театр Советской Армии

Фильмография

Примечания

  1. ↑ Попов, Алексей Дмитриевич // Театральная энциклопедия (гл. ред. П. Марков). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 3.
  2. ↑ Московский академический театр имени Вл. Маяковского // Театральная энциклопедия (гл. ред. П. Марков). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 3.
  3. ↑ Попов Алексей Дмитриевич в энциклопедии Москва
  4. Московский академический ордена Трудового Красного Знамени театр имени Вл. Маяковского, 1922—1982 / Авт.-сост. В. Я. Дубровский. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Искусство, 1983. — 207 с., ил. (стр. 198—207)
  5. Алексей Попов — фильмография — советские актеры — Кино-Театр. РУ

Источники

  • Воспоминания ученика А. Д. Попова из книги: — «Лирическое отступление о неразделенной любви: Алексей Дмитриевич Попов, русский художник», — на сайте «Школы драматического искусства»
  • Полный гипертекст книги [1]

Ссылки

  • Биография на сайт «Яндекс. Словари»

Попов, Алексей Дмитриевич.

© 2022–2023 ткнерпа.рф, Россия, Нижний Новгород, ул. Щорса 18, +7 (831) 651-04-02