19-08-2023
Алексей Попов | ||||||
Имя при рождении: |
Алексей Дмитриевич Попов |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения: | ||||||
Место рождения: | ||||||
Дата смерти: |
18 августа 1961 (69 лет) |
|||||
Место смерти: | ||||||
Профессия: |
актёр, |
|||||
Гражданство: | ||||||
Театр: | ||||||
Награды: |
|
|||||
IMDb: |
ID 0958295 |
Алексей Дмитриевич Попо́в (12 (24) марта 1892, Николаевск, — 18 августа 1961, Москва) — советский российский актёр, театральный режиссёр, теоретик театра, педагог. Народный артист СССР (1948). Лауреат трёх Сталинских премий (1943, 1950, 1951). Член КПСС с 1954 года[1].
Содержание |
Алексей Попов родился в городе Николаевск Самарской губернии (ныне — г. Пугачев, Саратовская область).
Учился в школе живописи в Казани. В 1912 году был принят 1-ю Студию МХТ и до 1918 года в качетсве актёра выступал на сценах Московского Художественного театра и 1-й Студии МХТ, играл, в частности Василия в «Мысли» Л. Андреева, Аполлона в «Провинциалке» И. Тургенева, Дантье в «Гибели „Надежды“» Г. Хейерманса. Как режиссёр дебютировал в 1916 году в руководимой Евгением Вахтанговым Мансуровской студии постановкой «Незнакомки» А. Блока; но эта работа осталась незавершённой[1].
Первой законченной режиссёрской работой стала постановка спектакля «Гибель „Надежды“» в созданной Алексеем Поповым в сентябре 1918 года в Вичуге (Бонячках) рабочей театральной студии. С конца 1918 по 1923 год возаглавлял Театр студийных постановок в Костроме, на сцене которого выступал как актёр, поставил ряд спектаклей, в том числе, по режиссёрским экспликациям 1-й Студии МХТ, «Потоп» Ю. Х. Бергера и «Сверчок на печи» Ч. Диккенса[1].
В 1923 году Алексей Попов вернулся в Москву и стал режиссёром 3-й студии МХАТа, в 1926 году преобразованной в Театр имени Е. Б. Вахтангова. Здесь Попов дебютировал постановкой спектакля «Комедии Мериме»; наиболее значительные работы этого периода — «Виринея» Л. Н. Сейфуллиной и «Разлом» Б. А. Лавренёва[1]. В Театре имени Вахтангова Алексей Попов работал по 1930 год; одновременно в 1928—1929 годах учился в мастерской С. М. Эйзенштейна при ГТК.
в 1931-м Попов возглавил Театр Революции, которым руководил до 1935 года, осуществил вошедшие в историю советского театра постановки ранних пьес Николая Погодина «Поэма о топоре», «Мой друг» и «После бала», а также «Ромео и Джульетты» с Михаилом Астанговым и Марией Бабановой в главных ролях[2]. В своих постановка Алексей Попов стрмился к синтезу творческих принципов К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко и Е. Б. Вахтангова; работая в Театре Революции, Попов выдвинул концепцию современного «актера-мыслителя», чье творчество одушевлено «волнением от мысли»[2].
В 1935 году Алексей Попов был назначен художественным руководителем Центральный театр Красной Армии, который возглавлял до 1960 года. Здесь режиссёр создал лучшие исторические и историко-революционные спектакли того времени — «Год 19-й» И. Прута, «Падь Серебряная» Н. Погодина, «Флаг адмирала» А. Штейна, «Поднятая целина» по М. Шолохову и другие, а в годы Великой Отечественной войны — «Давным-давно» А. К. Гладкова и «Сталинградцы» Ю. Чепурина. Не менее успешным были и его обращения к классике, прежде всего «Укрощение строптивой» У. Шекспира и «Ревизор» Н. Гоголя[1].
Начиная с 1919 года Алексей Попов вёл педагогическую работу в театральных студиях[3] и в ГИТИСе; с 1940 года был профессором, с 1957 — доктором искусствоведения.
Алексей Дмитриевич Попов умер 18 августа 1961 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8)[3].
Сын — народный артист СССР Андрей Попов.
В 1972 были учреждены Золотая и Серебряные медали имени А.Д.Попова, присуждаемые ежегодно творческим работникам театра.
Театр студийных постановок (Кострома)
Центральный театр Советской Армии
Попов, Алексей Дмитриевич.