ткнерпа.рф

Вездеходы

Падение Берлина (фильм)

23-10-2023

Падение Берлина
Жанр

киноэпопея,
военный фильм

Режиссёр

Михаил Чиаурели

Автор
сценария

Пётр Павленко, Михаил Чиаурели

В главных
ролях

Михаил Геловани, Борис Андреев

Композитор

Дмитрий Шостакович

Кинокомпания

Мосфильм

Длительность

151 мин

Страна

 СССР

Год

1949

IMDb

ID 0041727

«Падение Берлина» — советский двухсерийный художественный фильм; киноэпопея, поставленная в 1949 году режиссёром Михаилом Чиаурели по сценарию Петра Павленко. Один из представителей сталинианы на экране. Лидер проката (1950, 3 место) — 38,4 млн зрителей[1].

После смерти Сталина картина была снята с экрана.

Содержание

Сюжет

Действие киноэпопеи охватывает события 1941—1945 гг. В фильме освещены, главным образом, события Великой Отечественной войны. Действие начинается непосредственно перед войной. В исторический контекст фильма вплетена сюжетная линия сталевара Алексея Иванова (Борис Андреев). В знак оценки трудовых заслуг главный герой попадает на приём к Сталину (Михаил Геловани) и в приватной беседе говорит ему о девушке, которая ему нравится. Продолжению отношений молодых людей не суждено состояться — начинается война. Алексей Иванов уходит добровольцем на фронт, а его невесту Наташу (Марина Ковалёва) угоняют в немецкий плен. Важнейшие события войны, отраженные в фильме, показаны через личное участие в них Алексея: от военного парада в ноябре 1941 года у стен Кремля, Битвы за Москву, Сталинградской и Курской битв до взятия Берлина и водружения Знамени Победы над Рейхстагом[2]. На протяжении фильма Сталин руководит действиями советских войск, а Иванов в составе своей части с боями продвигается к победе. В момент, когда советские войска штурмуют столицу Германии, в бункере Гитлера сразу после свадьбы лидер третьего рейха кончает жизнь самоубийством.

В финальной сцене самолёт со Сталиным прилетает в Берлин и садится на площадь перед Рейхстагом. Кругом развеваются флаги. Сталин выходит из самолёта и идёт вдоль рядов бывших пленных. Его восторженно приветствуют люди разных национальностей — представители освобождённых народов Европы, в их числе и Алексей со своей подругой Наташей, повстречавшиеся в День Победы.

Критика и рецензии

По мнению критиков, фильм является примером мифологизации образа Сталина на экране. Общение со сталеваром и трогательная сцена, в которой Сталин сажает деревья в саду. Грандиозное и сказочное зрелище вождя прибывающего в Берлин (в реальности единственный полёт Сталина на самолёте был в Тегеран). Картина заложила своеобразную традицию изображения мифов и штампов войны на советском экране: бесноватых и опереточных фашистов[3]. Интересная художественная особенность фильма в том, что лиц из партийно-правительственного окружения Сталина играют ведущие актёры СССР: Рубен Симонов, Алексей Грибов, Николай Рыжов, Максим Штраух. В них можно угадать образы Молотова, Берии и Хрущёва, но все эти роли по сценарию безымянные[4].

По мнению американского публициста А. Я. Бернштейна «фильм состоит из чисто информативных, лишенных психологизма и плохо связанных с собой эпизодов». В частности, такими представляется сцена, где Сталин, беседуя с Жуковым, «единолично ставит перед ним боевые задачи накануне штурма Берлина, показывает на карте направления главных ударов, определяет количество боевой техники. С удовольствием закуривая трубку, Сталин говорит почти с олимпийским спокойствием: „С Берлином скоро будет покончено“.».[5]

В ролях

Съёмочная группа

Премии и награды

Примечательные факты

  • В полной версии фильма в одной из сцен Сталин прилежно окапывает молодое деревцо, оживленно беседует со сталеваром. Публицист Бернштейн указывает, что эта сцена была изъята из фильма и уничтожена в 1953 году.[источник не указан 100 дней] Однако, это утверждение не соответствует действительности. В наше время можно легко найти в интернете версию фильма, где указанная сцена присутствует.
  • В сцене, где Гитлера приветствуют представители «мирового империализма», он поочерёдно здоровается и переговаривается с испанским, турецким, японским и ватиканским послами. К моменту создания фильма все представляемые этими дипломатами государства (уже переориентированные на США) фигурировали в советской пропаганде как марионетки американских империалистов. Таким образом создатели фильма подчёркивали, что Америка стала преемницей гитлеровской Германии в качестве лидера «мировой реакции», а её сателлиты — бывшие сообщники Гитлера. Любопытно, что в этой сцене близ папского нунция стоит молодой человек в итальянской форме, в котором можно узнать главу итальянской дипломатии графа Чиано. Однако Гитлер даже не здоровается с представителем своего союзника № 1.
  • После долгого забвения, картину вновь показали по 1 каналу российского телевидения в начале 90-х гг., в программе "Киноправда?".
  • В 2000 г. состоялся показ фильма на канале РТР 9 мая. Фильм был растиражирован на видео и DVD.
  • 22 июня 2012 г. фильм был показан на канале НТВ, вслед за премьерным показом фильма "Служу Советскому Союзу".

Киноляпы

  • Во второй серии фильма, когда Сталин просит соединить его с Коневым, на стене за его спиной появляется тень от микрофона, потом видно тень руки режиссёра, дающего актёру команду взять трубку.

Ссылки

  • фильм на сайте кинотеатр.ру[6]
  • О сценарии к фильму

Примечания

  1. Падение Берлина — KinoExpert.ru — Энциклопедия кино
  2. http://www.mosfilm.ru/films/about/padenije_berlina.html
  3. Монтефиоре Симон Себаг. «Сталин: Двор Красного монарха».  (Проверено 15 июня 2009)
  4. рецензия на фильм на tv.akado.ru  (Проверено 16 июня 2009)
  5. Киносталиниана.по материалам книги «Михаил Геловани»  (Проверено 15 июня 2009)
  6. Киносталиниана.по материалам книги «Михаил Геловани»

Падение Берлина (фильм).

© 2022–2023 ткнерпа.рф, Россия, Нижний Новгород, ул. Щорса 18, +7 (831) 651-04-02