20-10-2023
Оле́сь Улья́ненко (настоящее имя — Ульянов Александр Станиславович; 8 мая 1962, Хорол, Полтавская область, УССР — 17 августа 2010[1]) — украинский писатель.
Содержание |
В молодости работал в Якутии, служил десантником в Советской армии в Германии и Афганистане[2].
В 1997 году за роман «Сталинка» получил малую Шевченковскую премию. Лауреат премий журналов «Сучаснисть» и «Благовест».
Олесь Ульяненко заявлял, что у него украли идею сценария фильма «Жмурки»[3] [2].
О творчестве Олеся Ульяненко писательница Яна Дубинянская сказала так: «Читать прозу Олеся Ульяненко способен не каждый. По крайней мере, людям с уязвимой психикой, несовершеннолетним и беременным женщинам я бы категорически не советовала»[3].
По утверждению Олеся Ульяненко, за книгу «Знак Саваофа» его предала анафеме Русская православная церковь[2].
В [1].
По мнению критика Константина Родика, «сквозной темой всего творчества А. Ульяненко является изучение человеческих иллюзий: зарождение, способы реализации и последствия осуществления желаний; роль подсознания в этом и конфликтология иллюзий-желаний… Несмотря на мрачность своего письма, А. Ульяненко — писатель-моралист, в чьих произведениях зло всегда самоуничтожается»[5].
В декабре 2009 в издательстве «Треант» вышла новая книга Олеся Ульяненко — криминальная мелодрама «Там, где Юг», а весной 2010, там же - второе издание книги "Женщина его мечты".
Олесь Ульяненко умер 17 августа 2010 на 49-м году жизни. Похоронен на Байковом кладбище, участок №33.
Газета "Голос Украины", 4 ноября 2010: Доктор Марк Роберт Стех: «Для меня уже первая встреча с письмом Олеся Ульяненко, а это было чтение «Сталінки», которую считаю одним из лучших его произведений, — вызвала ощущение контакта с аутентичным и неповторимым литературным талантом. Правда, талантом, чье назначение смущать и беспокоить, вызывать тревогу и боль, скорей чем приносить наслаждение. В его письме очень много жестокости, но это не брутальность ради брутальности, да и не попытка эпатировать невзыскательного читателя. Скорей наоборот. Как по мне, в своей сути Ульяненко — писатель-моралист едва не не средневекового, точней барочного склада души. В этом контексте всегда удачным мне казался вибор издательства «Кальварія» — дополнить текст «Сталінки» фрагментами картин Иеронима Босха, Петера Брейгеля Старшего. Ведь в прозе Ульяненко находим аналогичное, словно бы гротескно искривленное изображение человека и общества. Как омерзительны лица людей на картинах фламандских мастеров, которые вместо того, чтобы «реалистично» изображать внешний вид, заглядывают в глубину грешных душ, так и словно преувеличенно жестокие, дегенерированные персонажи произведений Ульяненко призваны служить читателю предупреждением о последствиях душевного вырождения. Автор видит и описывает человека и общество Украины из метафизической, апокалиптической перспективы, виявляя то редко видимое, что прячется за фасадом добропорядочности. Как Босх и Брейгель, Ульяненко видит и описывает своих персонажей не только немощными в реальной жизни, но и проклятыми в вечности. В этом смысле еще удачней, мне кажется, чем картины фламандцев, «Сталінку» дополнили бы сцены Страшного Суда с украинских барочных икон. Ведь, кроме всего прочего, Ульяненко органично украинский прозаик».
Примером литературоведческого исследования творчества Олеся Ульяненко служит диссертация Надежды Тендитной «Эстетика смерти в прозе Е. Пашковского и О. Ульяненко»[6].
Олесь Ульяненко.