15-11-2023
Нормандия — Неман фр. Escadron de chasse 1/30 Normandie-Niémen |
|||||||
Годы существования | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Страна | |||||||
Подчинение | |||||||
Входит в | |||||||
Тип |
истребительный авиаполк |
||||||
Дислокация |
132-я авиабаза «Кольмар/Майхенхайм» |
||||||
Снаряжение | |||||||
Участие в | |||||||
Знаки отличия |
Награды СССР[1]: Почётное наименование «Неманский» Награды Франции[1]: |
||||||
Командиры | |||||||
Известные командиры |
Нормандия — Неман (фр. Normandie-Niémen) — французский истребительный авиационный полк (1 иап «Нормандия — Неман»), воевавший во время Второй мировой войны против войск стран оси на советско-германском фронте в 1943—1945 годах.
В марте 1942 года французский национальный освободительный комитет «Сражающаяся Франция» обратился к властям Советского Союза с предложением направить в СССР группу лётчиков и авиационных механиков для участия в боевых действиях против фашистской Германии. 25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. Эскадрилья была сформирована 4 декабря 1942 года в городе Иваново. По желанию личного состава военному соединению было присвоено наименование «Нормандия», в честь французской провинции, наиболее пострадавшей от немецкой оккупации[2]. Так возникла французская истребительная авиационная эскадрилья, преобразованная впоследствии в полк, чья боевая слава облетела весь мир.
Личный состав эскадрильи состоял из 72 французских добровольцев (14 лётчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников. Эскадрилья была укомплектована истребителями Як-1, позднее Як-9 и Як-3. 22 марта 1943 года после освоения личным составом боевой техники эскадрилья была направлена на Западный фронт, где была включена в состав 303-й истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии[2].
5 апреля 1943 года эскадрилья приступила к боевым действиям. Эскадрилья приняла и герб провинции Нормандия — щит красного цвета с двумя золотистыми львами. Впоследствии, она была пополнена и 5 июля 1943 года преобразована в полк «Нормандия»[2], в состав которого входили уже три эскадрильи, носившие названия трёх главных нормандских городов: «Руан», «Гавр» и «Шербур».
Полк принимал участие в Курской битве в 1943 году, Белорусской операции в 1944 году, в боях по разгрому немецких войск в Восточной Пруссии в 1945 году.
28 ноября 1944 года, за боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений в период боёв по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман, приказом Верховного Главнокомандующего советскими Вооружёнными Силами И. В. Сталина полку было присвоено почётное наименование «Неманский», и с тех пор он стал называться полком «Нормандия — Неман»[2].
За время боевых действий на советско-германском фронте Второй мировой войны лётчики полка совершили 5240 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боёв, одержали 273 подтверждённых победы[3], 36 неподтверждённых, и повредили более 80 немецких самолётов[4]. Потери за время ведения боевых действий составили 42 лётчика. Всего за время ведения боевых действий через эскадрилью прошло 96 человек боевого личного состава[3].
После возвращения во Францию полк 3/5 «Нормандия-Неман» на истребителях Як-3 базировался на аэродроме Ле-Бурже. «Нормандия» была переформирована в авиаполк ПВО двухэскадрильного состава по 16 Як-3 в каждой и 20 сентября 1945 года включена в структуру округа противовоздушной обороны Парижа, вернувшись таким образом к боевой службе. С ноября 1945 года на вооружение полка стали поступать новые самолёты — Supermarine Spitfire, NC-900 (FW-190 французской сборки), и даже Моран-Солнье MS-500 (французская версия Fieseler Fi 156 Storch)[5].
В январе 1946 года полк был переформирован в трёхэскадрильный и перебазирован из Ле-Бурже, который стал главным пассажирским аэропортом Парижа, на аэродром Туссю-ле-Нобль. На базе Нормандии была сформирована новая авиагруппа № 6, которая несла службу в французской зоне оккупации в Германии. К апрелю 1946 года на лётнопригодными оставались 35 Як-3[5].
С января 1947 года «Нормандия-Неман» стала получать британские истребители-бомбардировщики Mosquito FB VI. В апреле того же года полк перебазировался в Марокко, на авиабазы Рабата и Сале. Лётнопригодные Як-3 были сняты с вооружения и переданы в авиационное училище в Туре, где использовались для обучения курсантов до начала 1950-х годов, а несколько самолётов использовались «Нормандией» в Марокко в качестве связных[5].
Осенью 1947 года полк получил на вооружение американские истребители Bell P-39 Airacobra. На них, а также на Bell P-63 Kingcobra, полученных в 1949 году, полк летал до 1951 года[6].
29 октября 1949 года полк был переброшен в Сайгон (Вьетнам), где в течение двух лет участвовал в Индокитайской войне. Осуществил 4 977 боевых вылетов (6 900 лётных часов). За боевые действия во Вьетнаме полк был награждён Военным крестом иностранных театров военных действий и почётным знаменем Французской республики[6][7].
В мае 1951 года полк выведен из зоны боевых действий на французские авиабазы Авор и Мон-де-Марсан, откуда направлен в Алжир, на авиабазу Оран. Принимал участие в Алжирской войне. Произвёл 1 809 боевых вылетов (3 882 лётных часа). Летал на самолётах Grumman F6F Hellcat и Republic P-47 Thunderbolt. С началом эры реактивной авиации, в декабре 1951 года, полк получил на вооружение первые реактивные SE-535 Мистраль (французская версия британского De Havilland Vampire) и Gloster Meteor модификаций NF VII и XI[6].
В 1953 году полк разделили на две части, одна из которых получила обозначение 2/6 эскадрилья «Нормандия-Неман» (то есть 2-я эскадрилья 6-го авиакрыла). После расформирования 6-го авиакрыла «Нормандию-Неман» включили в состав 30-го истребительного полка, и теперь она обозначалась 2/30 «Нормандия-Неман»[6][7].
Эскадрилья вернулась во Францию, на авиабазу Оранж 13 марта 1962 года, а в июне 1966 года перебазирована на авиабазу BA112 в Реймсе, где и дислоцировалась следующие почти 30 лет[6]. На вооружение части состояли истребители SO-4050 Vautour, а позднее Мираж F-1 модификаций F1C и F1CT. Эскадрилья неоднократно принимала участие многонациональных учениях ОВС НАТО, привлекалась к участию в миротворческих операциях, в частности следующих:
1 июля 1995 года эскадрилья была снова переименована в 2/30 «Нормандия-Неман». Базировалась на базе ВА132 Кольмар-Меенайм (с 1993 года). С июля 2009 года — переведена в спящий режим (фр. mis en sommeil). Часть самолётов и пилотов включены в состав базы «Командант Марен ла Меле» (Реймс, Шампань). Туда же передали боевое знамя Нормандии-Неман[9].
Военнослужащие полка «Нормандия — Неман» прошли по Красной площади в Москве в парадном строю Парада Победы 2010 года[10].
В 2011 году было принято решение о возрождении полка «Нормандия-Неман». Восстановленный Régiment de chasse RC 2/30 Normandie-Niemen, имеющий уникальный для современных французских ВВС статус истребительного полка, фактически является строевой эскадрильей. RC 2/30 стала третьей строевой эскадрильей ВВС Франции на истребителях Rafale после эскадрилий ЕС 1/7 «Прованс» (сформирована в июле 2006 года на авиабазе Сен-Дизье) и ЕС 1/91 «Гасконь»(сформирована в марте 2009 также на Сен-Дизье)[11]. Первый Rafale F3 в цветах «Нормандии» приземлился на авиабазу ВА118 Мон-де-Марсан 25 августа 2011 года. С 1 сентября того же года «Нормандия-Неман» в составе трёх эскадрилий SPA91, SPA93 і SPA97 (эскадрильи «Нормандии» фактически соответствуют авиазвеньям) введён в состав дежурных сил[12].
14 сентября 2012 года авиаполк «Нормандия-Неман» официально отметил своё 70-летие[11]. По случаю юбилея полка, один из истребителей Dassault Rafale серии F3, ныне состоящих на вооружении RC 2/30 Normandie-Niemen (самолёт Rafale C с бортовым номером 118-IX), получил «юбилейную» окраску с большой красной звездой[13].
В честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне в 1995 году 18-му гвардейскому Витебскому дважды Краснознамённому ордена Суворова третьей степени штурмовому авиационному полку присвоено почётное наименование «Нормандия-Неман». Полк дислоцировался в Приморском крае на аэродроме Галёнки[14].
18-й гвардейский истребительный полк (до 7 марта 1943 года — 6-й истребительный) был сформирован на Дальнем Востоке в 1938 году. С 20 июля 1941 года участвовал в боях против немецких войск. С апреля по июнь 1943 года французская авиаэскадрилья Нормандия, решением советского командования, была включена в состав 18-го гв. иап в качестве 4-й эскадрильи[14][15]. После того, как на базе Нормандии сформировали авиаполк, 18-й гвардейский авиаполк и полк французских лётчиков вместе входили в состав 303-й истребительной авиадивизии[14].
В течение Великой Отечественной войны 18-й гв. иап выполнил 12 638 боевых вылетов и уничтожил 427 самолётов противника. После окончания Великой Отечественной войны, полк принял участие в Корейской войне[14].
18 сентября 1992 года в Реймсе проходило празднование 50-летия авиаэскадрильи 2/30 «Нормандия-Неман», на которое были приглашены ветераны «Нормандии» из стран входивших в состав СССР. В праздновании приняли участие министр обороны и командующий ВВС РФ, а также пилотажная группа «Русские Витязи». После возвращения в Москву, Павел Грачёв предложил в честь российско-французской дружбы присвоить имя «Нормандия-Неман» полку, на базе которого проходило формирование эскадрильи[16]. В ответ в 2006 году правительство Франции «за мужество и героизм, проявленные в годы Второй мировой войны, сохранение традиций и бережное отношение к памяти фронтовой дружбы» наградило 18-й гв. шап государственной наградой Франции — крестом ордена Почётного легиона[14].
В список личного состава 1-й эскадрильи 18-го гвардейского авиаполка навечно занесён гражданин Франции, лётчик эскадрильи «Нормандия-Неман» Лефевр[14][17].
18-й гвардейский Витебский дважды Краснознамённый ордена Суворова второй степени и Почётного легиона штурмовой авиационный полк «Нормандия-Неман» расформирован 19 ноября 2009 года[18].
19 февраля и 5 июня 1945 года, за образцовое выполнение боевых заданий полк награждён орденами Красного Знамени и Александра Невского. 96 французских лётчиков, проходивших службу в полку, награждены советскими боевыми наградами. Лейтенанты Марсель Альбер, Ролан де ла Пуап, Жак Андрэ и, посмертно, командир третьей эскадрильи «Шербур» старший лейтенант Марсель Лефевр удостоены звания Героя Советского Союза.
За время войны потери личного состава полка составили 42 человека[3]. В 1956 году в Москве установлен мемориал с именами всех погибших лётчиков, а в 1964 году на Введенском кладбище на могиле французского лётчика, останки которого были найдены в Орловской области, был установлен памятник Неизвестному лётчику полка «Нормандия — Неман».
Французское правительство наградило полк орденом Почётного легиона, орденом Освобождения, Военной медалью, Военным крестом 1939—1945 (6 пальмовых ветвей) и Военным крестом иностранных театров военных действий (2 пальмовых ветви).
Авиация города Иваново | |
---|---|
Аэродромы | Ивановский аэропорт • Западный (закрыт) • Северный • Южный (закрыт) • Ясюниха |
Авиакатастрофы | Авиакатастрофа ТБ-7 в 1941 году • Авиакатастрофа B-25 в 1950 году • Авиакатастрофа Ту-4 в 1957 году • Авиакатастрофа Ан-8 в 1962 году • Авиакатастрофа Ан-12Б в 1970 году • Авикатастрофа Ан-12БК в 1982 году • Авиакатастрофа Як-52 в 1988 году • Авиакатастрофа Ту-134 в 1992 году |
Части военно-воздушных сил | 1 иап "Нормандия — Неман" (расформирован) • 1 чехословацкий иап (расформирован) • 3 авиаотряд им. Ивановских рабочих • 6 дбап (расформирован) • 12 бап (расформирован) • 14 зап (расформирован) • 22 зап (расформирован) • 27 бап (расформирован) • 81 втап (расформирован) • 165 рбап (расформирован) • 229 втап (расформирован) • 374 втап (расформирован) • 716 нбап (расформирован) • 243 овтаэ • 2457 база ДРЛО (расформирована) • 610 ЦБП и ПЛС (расформирован) • 4 ГЦПАП и ВИ (филиал) • Ивановская спецшкола ВВС (закрыта) |
Музей | Музей военно-транспортной авиации |
Портал:Иваново • Проект:Иваново |
Нормандия-неман на калужской земле, нормандия-неман подлинная история, нормандия неман школа город орел.
Так, под 1041 размером «Повесть адовых лет» излагает покровительство Киево-Печерского севера: «Боголюбивому бо королю Ярославу, любящю Берестовое и церковь ту дружелюбную сильных скот и качки многы набдящю, в них же бе презвутер именемь Ларион — мужчина хваток, книжен и распространитель»; он первый «ископа печерку обструкцию двусажену» там, «кде ныне ветхый манастырь Печерьскый». К числу, латы ленинградского оброка сохранились лишь буквально.
Спустя год, когда партизана уже не было в серии, Кадзуя выигрывает титул священника серии, а в конце сезона добавляет к нему третье место на социальном Гран-при Макао.
Александра Григорьевна — была дважды за Василием Фёдоровичем Салтыковым, братом рабы Прасковьи.
Давтян, Владимир Иванович, Сражение при Энтзхайме, Стоянка, мать из Кнежеполья.