ткнерпа.рф

Вездеходы

Минангкабау (народ)

21-09-2023

Минангкабау

Женщина в традиционной одежде
Современный ареал расселения и численность

Всего: более 6 млн
Западная Суматра: Риау, Джакарта, Западная Ява,

Язык

Минангкабау, индонезийский и малайский

Религия

Ислам, анимизм

Минангкабаууранг паданг» — «побеждающий буйвол»; индон. Minangkabau, малайск. Minanagkabau) — народность, населяющая Падангское нагорье и примыкающие к нему районы Западной и Центральной Суматры, также расселились в других районах Индонезии. Потомки переселенцев составляют основное население княжества Негри-Сембилан в Малайской Федерации. Население живёт в деревнях, крупнейшие города-Паданг, Букиттинги, Савахлунто[1]. Язык близок к малайскому, с конца XIX века пользуются латинским алфавитом, до этого был распространён арабский алфавит. Общая численность — около 7 млн, из них более 4 млн проживает в западной части Суматры[2]. Происхождение названия минангкабау местная легенда объясняет следующим образом: когда в конце XIII века в стране появились яванские войска из Сингосари, старейшины предложили решить борьбу единоборством буйволов. Яванцы выставили могучего взрослого буйвола карбау, а минангкабау — небольшого телёнка, которого долго не кормили, а к его рожкам привязали длинные острые ножи. Увидев буйвола, теленок бросился искать вымя и пропорол живот, отсюда и название «минанг кабау» — победить буйвола, превратившиеся в минангкабау[3].

Содержание

Основные занятия

Сельское хозяйство

Народ древней землевладельческой культуры, основанной на рисосеянии. Процесс выращивания — обычный для индонезийцев, для обработки почвы используют стадо буйволов или быков, перегоняя по полю с места на место. Пропалывают посевы женщины. Для уборки урожая объединяется группа родственников, потом хозяева организовывают праздник для участвующих в уборке[4].

На ладангах сажают суходольный рис, просо, сахарный тростник, бобовые, кукурузу и табак, некоторые огородные культуры — батат, капусту, лук, помидоры, огурцы, тыкву, баклажаны, земляной орех. Ладанг устраивают подсечно-огневым способом.

Широко распространено разведение плодов, банановые, кокосовые, манговые рощи, сады кофейных, перечных и коричных деревьев, посадки бетелевой пальмы и гамбира. Экспортные культуры — кофе, табак и гвоздика, каучуконосы и масличные культуры[5].

Животноводство

Основные домашние животные животные — быки и буйволы, лошади, мелкий скот — козы, разводят кур, гусей и уток. На побережье занимаются морским рыболовством, также ловят в реках, ручьях, озёрах, кроме рыбы, ловят крабов, креветок и моллюсков. Ловят с помощью сети, верши, удочки. Раньше применялись перегораживание рек, одурманивание растительным ядом, сейчас это запрещено. Охота играет незначительную роль, лишь на севере и юго-востоке, в районе джунглей. Охота на диких свиней с собаками, на оленей и тигров, применяя бамбуковые загоны, ловушки, ловчие ямы, распространён сбор мёда диких пчёл[5].

Ремесла

Высоко развиты ремесла. Прядение, ткачество, выделка золотой и серебряной парчи, занятия женщин. Окрашивание пряжи, плетение кружев и вышивка золотой нитью. Работа по металлу — кузнечество, литьё, чеканка, ювелирное дело — традиционные ремёсла минангкебау. Повсеместно распространено плетение, почти в каждом селении женщины сами делают посуду, развиты мужские ремёсла — выделка кож, витьё верёвок, добывание золота старательским способом. Приготовление пальмового масла, обработка табака, варка тростника и пальмового сахара, обжиг извести — занятие обоих полов[6].

Промышленность

Промышленность западного побережья Суматры связана с обработкой рудного и сельскохозяйственного сырья, производством строительных материалов. С 1986 в районе Сахалунто начата добыча угля.

Происходит постоянный обмен товарами между общинами[7].

Поселение и жилища

Обычное название деревни — «кото». Существуют временные поселения для работающих -«тарата». Обычная деревня состоит из нескольких кварталов, населённых сородичами, вся деревня окружена рвом. Разрастаясь, кото выходит за границы и получает название «нагари», где существуют общественные здания, которые формируются возле базарной площади. Всем постройкам присущи особые черты. Дом каркасный, прямоугольный, до 2 м в высоту. Дома богатых людей ярко окрашены в красный или белый, чёрный цвета. Основная мебель — циновки и низкие столики, обычная утварь — глиняные горшки, металлическая посуда, сундуки с одеждой[8].

Минангкабауские города невелики, самый большой — Паданг[9].

Пища

Основная пища — рис, а также рыба, мясо, фрукты. Кислое молоко буйволиц, сдобренное солью с луком, служит приправой к рису, употребляют в пищу также кузнечиков, летучих муравьёв. Праздничное лакомство — жареная курица, утка, голубь, яйца кур и уток. Жуют бетель, курят только мужчины, алкоголь пьют мало, только раги — вид рисовой водки или туа — перебродивший пальмовый сок. Пищу раскладывают на пальмовых листьях[10].

Одежда

Мужчины обычно носят штаны до колен или саронг. Повседневная одежда — куртка, платок через левое плечо, головной убор дета — кусок узорчатой ткани. Обувь для чиновников и интеллигенции, волосы мужчины коротко стригут. Хаджи поверх длинной нижней одежды белого цвета одевают белое одеяние с глухим воротом, носят тюрбан.

Женская одежда — каин или саронг, кофта баджу и наплечный платок -саландданг. Волосы укладывают в затылок или в узел. Носят браслеты, кольца, металлические пластинки, носят коробочки и сумочки для бетеля. До XIX века был распространён обычай подпиливания и чернения зубов[7].

Общественный строй

Основа социальной культуры — автономная деревенская община-нагари. Каждый житель нагари имеет права на подъём целины, но с разрешением совета нагари, земля внутри общины распределяется внутри кровнородственных коллективов. Нагари управляет выборный совет, совет возглавляет вали нагари, все они получают плату от общины. Обычно вали самые богатые в общине[11].

В социальной организации минангкабау прослеживается материнскородовая структура, организация брачных поселений -матрилокально, всё население нагари принадлежит к одному из четырёх суку-разросшихся материнских родов, происходящих от легендарных прародительниц. Суку и его подразделения-кампуэнг имеют имеют свои должности-старейшина, советники по религиозным и адатным делам. Дальнейшее подразделение кэмпунга — сабуах паруи или паруи — группа, насчитывающая пять поколений от женской линии от реальной прародительницы. Кэмпунг является основной сельскохозяйственной единицей внутри общины и представляет собой вместе с мужьями большую матрилинейную семью. Она распадается на джураи, включающие три-четыре поколения. Последняя группа — самандай, то есть мать со своими детьми[12].

Важные вопросы жизни джураи обычно обсуждают на семейном совете, который состоит из всех взрослых членов семьи. Одним из основных правил жизни в родовых группах и во всей общине является принцип взаимопомощи, оказываемый по родовому признаку[13].

Свадьба Минангкабау.

Брак и семья

Предложение о браке исходит от семьи невесты, распространены сорорат и левират, обручение может происходить в детском возрасте. Предсвадебные церемонии совершает имам. Последний день самый торжественный, в доме невесты собираются все родственники, забивают для угощения буйвола. Самый торжественный момент — молодые едят пищу с одного блюда, их обсыпают рисом в знак пожелания многодетности.

Мужчина после брака проводит ночи в доме жены, но связь мужчины со своими кровными родственниками очень близка, так как у него большие обязанности по отношению к племянникам. В случае развода дети остаются с матерью, имущество делят[14].

Роды происходят в передней общей комнате, откуда удаляют всех мужчин, голову новорождённого бреют, оставляя пучок волос, считается, что он охраняет ребёнка от злых духов. Обрезание (sunat rasul) мальчикам делают не ранее 10 лет. В 15 лет мальчик становится совершеннолетним и получает право жениться.

В случае смерти родственники умершего со стороны матери обмывают тело, обматывают в белую ткань и кладут рядом ценные вещи. Кладбище устраивают возле деревни, каждый суку имеет свой собственный участок[15].

Терминология родства — малайского типа, распространён запрет личного имени[16].

Верования

Среди минангкабау много мусульман. Во главе мусульман нагари стоит кади. Имам следит за мечетью, хатиб произносит проповеди,билал призывает к молитве, гарим прислуживает в мечети, все они живут на пожертвования.

Под мусульманской оболочкой ещё живут древние верования, смешанные с индуистскими влияниями. Большую роль в прошлом играла магия, сохраняющаяся в деревнях и сейчас, все действия совершает дукун. Существует вера в оборотней и перевоплощение[17].

Фольклор и литература

Устная и письменная литература очень богата (сказки о животных, лирические пантуны, загадки). Большую популярность имеют минангкабауские каба — крупные произведения героико-приключенческого плана, истории о возникновении отдельных нагари с вкраплениями индийского эпоса и арабской литературы.

В новейшее время известны такие писатели как Абдул Муис — основоположник индонезийского романа, Марах Русли, Мохаммад Раджаб — писатель, историк и общественный деятель, Асрул Сани — по происхождению минангкабау[18].

Музыка, танцы и игры

На народных праздниках часто произносят речитатив преданию, из музыкальных инструментов наиболее известные — тамбурин, барабаны, свирели, бамбуковые флейты (saluang).

Многообразно танцевальное искусство, в древние времена танцевали только мужчины, сейчас и женщины. На праздниках женщины танцуют изящный танец с тарелочками с горящими свечами. Популярны танцы с лампами, колокольчиками, привязанными к ногам. Широко распространены игры — петушиные бои, бой голубей и перепелов, карточные игры, игра в мяч, сплетённый из ротана, играют в шахматы и шашки[14].

Примечания

  1. Маретин Ю. В. 1966: 502
  2. Яхонтов С. Е. 1973: 303
  3. Маретин Ю. В. 1966: 504
  4. Маретин Ю. В. 1966: 505
  5. 1 2 Маретин Ю. В. 1966: 506
  6. Маретин Ю. В. 1966: 507—508
  7. 1 2 Маретин Ю. В. 1966: 510
  8. Маретин Ю. В. 1961: 43-45
  9. Кондрашкина Е. Н. 1983: 72
  10. Кондрашкина Е. Н. 1983: 78
  11. Маретин Ю. В. 1961: 52
  12. Маретин Ю. В. 1960: 12-14
  13. Маретин Ю. В. 1960: 15
  14. 1 2 Маретин Ю. В. 1966: 511
  15. Маретин Ю. В. 1960: 7
  16. Маретин Ю. В. 1960: 8
  17. Маретин Ю. В. 1964: 21
  18. Кондрашкина Е. Н. 1983: 80

Литература

  • Маретин Ю. В. Народы мира. Этнографические очерки : Народы Юго-Восточной Азии / Под ред. А. А. Губера . Издательство Академии наук СССР — М.: 1966. С. 502—511.
  • Маретин Ю. В. Община минангкабау и её разложение (первая треть XX века). — ТИЭ, т. 73. — М.: 1961. С. 41-58.
  • Маретин Ю. В. Адат, ислам и политическая борьба у минангкабау в первой половине XX века // «Советская этнография». 1964. № 6. С. 18-29.
  • Маретин Ю. В. Отмирание пережитков материнского рода в семейно-брачных отношениях минангкабау // «Советская этнография». 1960. № 3. С. 6-17.
  • Яхонтов С. Е. О классификации языков Юго-Восточной Азии // Страны и Народы Востока. 1973. Вып. XV. С. 303.
  • Кондрашкина Е. Н. Индонезия. Справочник. изд. Наука- М.: 1983. С. 71-83.

Ссылки

  • В гостях у Минангкабау (рус.)
  • Минангкабау (рус.)
  • Индонезийские языки (рус.)


Минангкабау (народ).

© 2022–2023 ткнерпа.рф, Россия, Нижний Новгород, ул. Щорса 18, +7 (831) 651-04-02