ткнерпа.рф

Вездеходы

Миграция тюрков

08-08-2023

(перенаправлено с «Миграция тюрков»)
Перейти к: навигация, поиск
Археологические культуры, связанные с миграциями индоиранских народов. Андроновская культура выделена красным цветом, маргианская — оранжевым, язская — жёлтым, гандхарская (Swat) — малиновым, культура кладбища H — фиолетовым, культура охряной расписной керамики (Copper Hoard) — темно-синим, культура серой расписной керамики выделена светло-голубым цветом.

Миграция тюрков в основном происходила в VI—XV вв.н.э. (в период Великого переселения народов) на территории Центральной Азии, Европы и Западной Азии . Массовое переселение тюрков продолжалось до начала XX в.

Миграции на территории Центральной Азии

Скифия и географическая локализация прототюрков в I в. до н. э.

В древности прототюрки обитали на территории Западной Сибири[1]. А. Х. Халиков считает, что алтайская языковая семья формировалась в регионе Алтая, Восточной Сибири, Прибайкалья и Монголии[1]. «Cевернее и восточнее Байкала в основном расселялись тунгусо-маньчжурские народы, южнее и юго-восточнее — монголы, поэтому древнейшие тюркоязычные племена, как и их потомки, должны были расселяться западнее, то есть не восточнее Алтая, скорее всего в степной и лесостепной зоне между Алтаем и Уралом»[1].

«Где он (язык текстов Орхона) рождался и мужал? В каких краях земли? В Монголии тюрки — не автохтоны. Археологи это уже знают. Откуда пришли в Монголию? С Алтая? На Алтайских берегах Енисея — множество памятников, буквы которых схожи с орхонскими. Некоторые формой архаичней. Но и Алтай не прародина» — пишет казахский писатель Олжас Сулейменов в своей книге «Язык письма»[2].

Среди специалистов-тюркологов и тюркских исследователей нет единодушия по многим принципиальным вопросам[1][3]. Некоторые тюркские исследователи считают, что тюрки (даже все алтайские народы)[3] поначалу обладали европеоидной внешностью и они пришли из Западной Азии или Кавказа а затем ассимилировали местные центральноазиатские и северноазиатские монголоидные народы[4]. Проблема границ тюркоязычного ареала в древний период — до нашей эры — остается самой сложной и неразработанной[3]. В основном выводы об областях распространения тюрков базируются на археологическом материале, и отсутствие письменной базы затрудняет исследование[3].

Другая часть тюркских и мировых исследователей придерживается мнения, что в глубокой древности только монгольские и тунгусские народы говорили на алтайских языках, а тюрки — пришельцы из Западной Азии или с Кавказа, т.е. предки тюрков были европеоидами[5].

Вторжение массива индоиранских племен в Среднюю Азию в середине III тыс. до н. э. сопровождалось ассимиляцией автохтонного населения, этническая принадлежность которого неизвестна[3]. Определенная часть автохтонного населения, особенно в предгорных областях, могла сохранить свой этнический облик и, следовательно, язык[3]. Автохтонное население (монголоидное), которое обитало в северной части Средней Азии «возможно говорило на прототюркском и протомонгольском языке или даже, скорее, на алтайском праязыке»[6] и на уральских языках.

Культура племен Северного и Восточного Казахстана, обнаруживая признаки сходства с культурой населения Средней Азии, в то же время была более близка к алтайским и прибайкальским племенам неолита[7]. Сохраняя специфику и своеобразие культурных традиций, неолитические племена Казахстана развивались в тесном взаимодействии с племенами соседних регионов и областей[7].

По поводу этнических процессов, происходивших в том далеком прошлом, можно сказать, что Казахстан, возможно, являлся ареалом возникновения индоевропейской и урало-алтайской общностей, от которых происходят многие современные народы [8].

В 209 до. н. э. в Центральной Азии возникла Хуннская держава, и эта держава значительно ослабила индоевропейских кочевников Западной Монголии, Тувы, Горного Алтая, Синьцзяна и Ганьсу[9][10]. Часть их были ассимилированы хуннами.

Около 177 года до н. э. хунны вторглись в земли юэчжи в Ганьсу, и значительная часть юэчжи попала в зависимость от хунну. Потом большая группа юэчжи смогла убежать из Синьцзяна и Ганьсу на северо-запад, первоначально поселившись в долине реки Или к северу от гор Тяньшань, где они нанесли поражение племенам саков или скифов[11][12][13][14][15].

Около 155 года до н. э. племя усунь вместе с хунну напали на юэчжи, вынудив их двинуться дальше на юг.

Первоначально усуни жили в районе провинции Ганьсу по соседству с юэчжами, а затем из-за раздора с ними, в 160 году до н. э.[16][17][18][19] переселились на земли саков-тиграхауда в Семиречье. После миграции этих двух племен и ослабления других индоевропейских кочевников, тюрки заселили покинутую ими территорию и начали проникать на территорию центральноазиатских и сибирских племен, постепенно ассимилируя и вытесняя индоевропейских кочевников, угорские, монгольские, самодийские племена и другие народы.

Массовое переселение тюрков в Ганьсу произошло в III в. н. э. В Пиньляне и Хэси они ассимилировали местные ираноязычные и тохароязычные кочевые племена, известные у китайцев под названием «смешанные ху»[20]. В V в. древние тюрки во главе с родом Ашина мигрировали в Гаочан, где попали в зависимость от жужаней. В Гаочане тюрки вновь оказались в окружении ираноязычного населения[20].

Согласно археологическим находкам, во II—I тыс. до н. э. на территории Казахстана жили различные кочевые народы[21]. К древнейшим историческим племенам относятся восточная чудь (угры) на севере и азиатские скифы (саки) на юге[21][22]. Впоследствии через казахскую степь проходили волны кочевников — усуни и гунны в начале нашей эры, тюрки в 6-8 вв., арабы в 8-9 вв., огузы в 10-11 вв., монголы в 13-14 вв[21]. Каждый из этих народов оставлял след в генофонде, языке, культуре, занятиях и организационной структуре казахских племен[21].

Саки идентифицируются как восточно-иранские племена[23][24]. Одновременно в письменных источниках этого времени содержится упоминание некоторых племен, предположительно локализуемых на территории Казахстана. К ним, в частности, относятся тура, даха, сака, сакатиграхауда, массагеты, савроматы, дериваты, сарматы, аланы, аорсы, исседоны, усуни и др.[23].

В. В. Бартольд отмечает, что к VI в. северный Синьцзян был уже населен многочисленными тюркскими племенами[25].

В 746—747 годах уйгуры нанесли военное поражение своим союзникам и подчинили басмылов. Карлуки по большей части бежали в Семиречье и Джунгарию, где впоследствии (766) они заняли первенствующее положение среди западнотюркских племен[26].

В 840-е годы вследствие сложных внутриполитических и экономических причин, а также внешнего нашествия древних кыргызов, государство уйгуров распалось. С этого момента отряды кыргызов преследуют разбитых уйгуров, проникая вглубь Синьцзяна.

Часть уйгуров переселилась в Синьцзян и западную часть Ганьсу, где были созданы два независимых государства — Кянсуйское (ганьчжоуское) княжество (на территории современной провинции Ганьсу) с центром около современного города Чжанъе, и Уйгурское идыкутство в Турфанском оазисе.

В восточной части Караханидского государства в Кашгаре и в государстве турфанских идыкутов Кочо в Турфане, уйгуры постепенно ассимилировали местное, преимущественно ирано- и тохароязычное население, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и некоторые виды ремёсел.

Миграции на территориях Северной Азии и Восточной Европы

Миграция в Восточную Европу

Утверждение о том, что «весь Южный Урал оказался в составе Тюркского каганата»[27], является очень спорным и не подкрепленным ссылками на источники[1]. Древнетюркские памятники Алтая, Южной Сибири и Восточного Казахстана по своим признакам стоят достаточно далеко от синхронных памятников Южного Приуралья[27].

Археологические памятники, даже те, которые называют древнетюркскими, не дают непосредственного ответа на вопрос о языковой принадлежности их носителей[1]. Поэтому, как отмечал Р. Г. Кузеев в одном из своих докладов, до открытия достоверных палеолингвистических памятников тюркской руники обсуждать, а тем более аргументировать вопрос о тюркской принадлежности археологических культур и памятников первой половины и середины I тыс. н. э. в Волго-Уральском регионе чрезвычайно затруднительно[28].

В этногенезе башкир участвовали угры и пришлые тюрки.

Полагают, что балкарцы образовались из смешения коренных северокавказских племён с пришлыми ираноязычными и тюркоязычными племенами (булгары, хазары, аланы и др., особенно кипчаки).

Кипчаки

Д.Г. Савинов поддержал мнение Б. Карлгрена и А.Н. Бернштама о тождественности племен, названных в китайских источниках эпохи Хань (206 до н. э.—220 н. э.) кюйше или цзюйше, и кипчаков (Савинов Д.Г., 1979, с.54; Савинов Д.Г., 1984, с.17)[29]. Эти племена впервые упомянуты в источнике в конце III в. до н.э., вместе с динлинами и гяньгунями, среди других номадов, завоеванных хуннским шаньюем Модэ на севере Центральной Азии (Бичурин Н.Я., 1950, с.50)[29]. Д.Г. Савинов отметил, что племена цзюйше упоминаются в числе кочевых групп, противников Западного Тюркского каганата в VII в. н.э. (Савинов Д.Г., 1979, с.54-55). Исторической родиной кыпчаков он считает Верхнее Приобье[29]. В VII веке кипчаки ушли в верховья Иртыша и восточный Казахстан[30][31]. В X веке они жили на территории современного северо-западного Казахстана, гранича на востоке с кимаками, на юге с огузами и на западе с хазарами[30].

В начале XI века они продвигаются вплотную к северо-восточным границам Хорезма, вытесняя огузов из низовьев Сырдарьи, и заставляют их переселяться в Среднюю Азию и степи Северного Причерноморья. К середине XI в. кипчакам подчинялась почти вся обширная территория Казахстана, за исключением Семиречья. Восточная граница их остается на Иртыше, западные пределы достигают Волги, на юге — района реки Талас, а северной границей служили леса Западной Сибири. Кипчаки-половцы начали переселяться в более плодородные и теплые земли, вытеснив печенегов и часть северных огузов. Подчинив себе эти племена, кипчаки пересекли Волгу и дошли до устьев Дуная, таким образом став хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша, которая и вошла в историю как Кипчакская степь (Дешт-и-Кыпчак).

Печенеги

Около 882 года печенеги достигли Крыма[32]. Тогда же печенеги вступили в конфликт с первыми князьями Киевской Руси Аскольдом (875 год — это столкновение описано в поздних летописях и оспаривается историками) и Игорем (915, 920). После краха Хазарского каганата (965) власть над степями к западу от Волги перешла к печенежским ордам[33]. В этот период печенеги занимали территории между Киевской Русью, Венгрией, Дунайской Болгарией, Аланией, Мордовией и населявшими Западный Казахстан огузами[34].

Миграция на территории Сибири

Профессор филологии и путешественник Матиас Кастрен предполагал, что в 12-м тысячелетиях н. э. в процессе переселения народов самодийские племена были вытеснены тюрками из пределов Саянского нагорья к северу, где они положили начало таким народам как ненцы, энцы, нганасаны, селькупы. Часть же самодийцев, оставшихся на юге, впоследствии вошла в состав таких крупных народов Южной Сибири, как сибирские татары, тувинцы, хакасы, шорцы и др.

В северной части Республики Алтай издревле обитали угры, а на части территории Тувы обитали самодийцы. Начиная с I тысячилетия до. н. э. индоевропейские мигранты (скифы) доминировали в Горном Алтае и Туве[9][10]. В III веке до. н. э. на смену им пришли хунны, затем тюрки и монголы господствовали в Саянских горах. В XIX веке все нетюркское население Тувы (самодийцы и монголы) тюркизировалось. В результате тюркизации населения Горного Алтая сформировался народ алтайцы — смешанного угорского, самодийского, тюркского и монгольского происхождения. Между южными и северными алтайцами существуют очень резкие различия по языку, культуре и быту, и антропологии[35].

Северные алтайцы сформировались, видимо, в результате длительных контактов древних тюркских, самодийских, кетских и угорских племен[36]. Этническое ядро южных алтайцев, вероятно, составили кочевые тюркские племена, входившие с VI—VIII веков в объединения тюркоязычных племен теле и тюрков (основное население древнетюркского и уйгурского каганатов); затем они смешались (XIII, XV—XVIII вв.) с монгольскими племенами[36].

Не вызывают сомнения и большие антропологические различия между южной и северной группами алтайцев[37]. Южные алтайцы, так же как тувинцы, буряты, монголы, якуты, относятся антропологами к наиболее монголоидной, так называемой центральноазиатской группе населения Сибири[37]. У северных алтайцев монголоидность основных антропологических признаков выражена гораздо слабее; у них наличествуют европеоидные признаки; они относятся, вместе с рядом угорских и самодийских народностей, к уральской группе[37]. Таким образом северные алтайцы, особенно шорцы и кумандинцы, по измерительным и описательным признакам обнаруживают общность антропологического типа не с южными алтайцами, а с обскими уграми — хантами и манси[37].

В Горном Алтае древние тюрки возглавили группировку местных кочевых племен, потомков скифоидных номадов скифского и хунно-сарматского времени, испытавших в течение нескольких столетий значительное влияние хуннской культуры[20]. Средневековая древнетюркская культура, определившая основные направления культурогенеза в эпоху раннего средневековья на всей территории степного пояса Евразии, в значительной степени вобрала элементы предшествующих культур ираноязычных кочевников Приалашанья, Синьцзяна и Горного Алтая[20]. Особенности погребальной и поминальной обрядности, характерные для культуры древних тюрок, были восприняты у местного кочевого населения после переселения на Алтай[20].

Миграция в Западную Азию

Завоевание тюрков Малой Азии и распространение тюрков на территории Анатолии (1050-1204)

.

Движение тюркских племен на Запад, в Малую Азию, в Закавказье и на Средний Восток на рубеже I и II тыс. нашей эры во многом определяло политическую и этническую историю этих регионов[38]. Гузы (западные огузы) были расселены Саманидами на Сырдарье как федераты, — чтобы защищать державу Саманидов от других тюрков (Бартолъд 1963, 234 и сл.)[38]. В союзе с кимаками и карлуками они вытеснили печенегов в Причерноморские степи и заняли их кочевья между Уралом и Волгой[38]. Гузы продолжили миграцию в XI веке, и сыграли значительную роль в этногенезе туркмен, азербайджанцев, турок и др. тюркоязычных народов[38]. На западе евразийской степи племена гузов — узы (как называли их византийцы), торки русских летописей — вытеснили из Приаралья в Причерноморье печенегов, а затем сами были оттеснены кипчаками к границам Руси и стали федератами — союзниками Русского государства[38].

О проникновении тюрков в Закавказье и Малую Азию свидетельствуют письменные источники — византийские, сирийские, арабские, армянские («История Армении» Мовсеса Хоренаци, автора V в.) и другие хроники[39][40][41].

Тюрки попадали в Малую Азию многими путями: не только с востока, через Иран и Кавказ, но и с запада, через Балканы, а также с севера, через Черное море[40].

За короткий срок, примерно в четверть века, огузо-туркменские племена утвердились на значительной части Анатолии[40].

Многочисленные набеги сначала арабов, а затем тюркских отрядов на Анатолию, обезлюдение Восточной и Центральной Анатолии, разрушение многих городов и селений способствовало быстрому продвижению тюрок на запад[40]. Но в конце XI в. тюркские завоеватели не смогли утвердиться на всей территории Малой Азии[40]. Они были степняками и для своих поселений выбирали более равнинные участки, а не горные массивы или морское побережье[40]. Неслучайно огузская топонимика — названия племен или их частей в наименованиях деревень, небольших городков (касаба), городских кварталов (махалле) — лучше всего представлена в степных районах Центральноанатолийского плато, тогда как в горах Восточной Анатолии и на морском побережье лучше сохранились дотюркские топонимы[40].

Эмират Данышмендидов возник в 1067—1068 гг., после захвата тюрками города Себастии (Сиваса), ставшего в дальнейшем столицей княжества[40]. Его владения располагались главным образом в Каппадокии (Центральная Анатолия) и включали помимо Сиваса такие центры как Анкира (Анкара), Кесария (Кайсери) и Малатья[40].

Существовали и другие государства. Одним из первых тюркских княжеств в Малой Азии считается эмират, созданный Менгучеком Гази и включавший территорию между современными городами Эрзинджан, Кемах и Дивриги[40]. Правители этого княжества совместно с Данышмендидами вели борьбу против греков на черноморском побережье. В 1080 году эмир Салтук установил свою власть над районом Феодосиополя (армянское название Карин, турецкое — Эрзурум)[40].

Балканские тюрки широко внедрились в византийское общество, почти во всех его сферах можно найти тюркские элементы[40]. Особенно много сведений об этом содержится в сочинении Анны Комниной «Алексиада», в которой описаны события середины XI — начала XII веков[40]. Анна Комнина, дочь византийского императора Алексея I Комнина (1081—1118) называет скифами, на античный манер, кочевников-тюрков — печенегов, узов, куманов[40]. Но иногда употребляет и их племенные этнонимы[40]. По ее сообщениям, в Византии оседали целые племена номадов[40].

В 90-х годах XI века, в Анатолии появляются еще два княжества. Одним из них был эмират Аптукидов (1098—1234), включавший такие центры как Амид (Диярбакыр), Мардин, Харпут, другим — эмират Секмели около озера Ван[40]. В 1081 г. тюркский бей Чака захватил порт Смирну (Измир) на побережье Эгейского моря, который стал центром Измирского эмирата[40]. За короткое время Чака, используя греческих моряков, создал собственный флот, с помощью которого попытался установить свой контроль над островами Эгейского архипелага[40].

Ситуация в восточных владениях Византии стала объектом особого внимания в Западной Европе задолго до первого похода крестоносцев (1096—1099)[40]. Особенно ею интересовались в Риме, где трудности, переживаемые Византией, породили надежды на подчинение империи и греко-православной церкви папскому престолу[40]. Верхушка римско-католической церкви начала пропагандировать идею военного похода рыцарства на Восток для защиты христианской веры и оказания помощи православным грекам против мусульманской угрозы.

Весной 1096 года толпы бедняков, а за ними малочисленные отряды рыцарей поднялись на «священное паломничество»[40]. Спустя год крестоносное воинство уже переправлялось на малоазийское побережье[40]. Из 50-тысячного войска Малой Азии достигли всего 25 тысяч, и практически все они погибли в битве с турками-сельджуками под Никеей[40]. В конце 1096 года начался второй этап крестового похода — на Иерусалим выдвинулось дворянство из разных частей Европы[40]. Эта часть похода была успешней, на пути к Святой земле были захвачены Никея и Антиохия, а в 1099 году был взят и Иерусалим. После окончания похода крестоносцами были основаны несколько государств, например Княжество Антиохия и Иерусалимское королевство[40].

Неудачей окончился Второй крестовый поход (1147—1148). Армия германского короля Конрада III дошла лишь до Коньи, но, потерпев здесь поражение, вынуждена была повернуть обратно[40]. В Никею вернулась лишь десятая часть этого воинства[40]. Армия французского короля Людовика VII, к которой примкнули остатки немецкого ополчения, избрала другой маршрут — по западным и южным областям Малой Азии к порту Атталия (Анталья), чтобы затем морем добраться до Антиохии[40]. Хотя этот путь сводил до минимума возможность столкновений с тюркскими отрядами, тем не менее лишь половина французских рыцарей сумела достичь намеченной цели. Другая половина погибла в результате нападений тюрок-сельджуков, от голода и лишений[40].

Столь же неудачным оказался и поход византийского войска во главе с Мануилом Комниным на Конью (1176). Сражение с сельджуками в узкой горной долине близ крепости Мириокефал (севернее оз. Эгридир) закончилось страшным разгромом византийцев[40].

См. также

Примечания

  1. ↑ Г.КУЗЕЕВ «О ПРОБЛЕМЕ РАННИХ ТЮРКОВ В ВОЛГО-УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ»
  2. Олжас Сулейменов (1998) «Язык письма»
  3. ↑ Фарид Шафиев «Этногенез и история миграций тюркских кочевников: закономерности процесса ассимиляции»
  4. Гахраман Гумбатов — Генетика против алтайской теории
  5. Дмитриев Л.В — Путь пратюрков с запада на восток по данным лингвистики
  6. Алексеев В. П., Аскаров А. А. Ходжайов Т. К. Историческая антропология Средней Азии. Ташкент, 1990. C.203
  7. ↑ Неолит Казахстана
  8. Артыкбаев Ж. О. История Казахстана, Астана, 2004 г.-159с.
  9. 1 2 Алексей Павлович Окладников — Алтай и Тува в скифское время (1969)
  10. ↑ ТУВА — РОДИНА СКИФОВ
  11. Массагеты // БРЭ. Т.19. М.,2011.
  12. Иссык // БРЭ. Т.12. М.,2008.
  13. Аржан // БРЭ. Т.2. М.,2005.
  14. Кангюй // БРЭ. Т.12. М.,2008.
  15. Андроновская культура // БРЭ. Т.1. М.,2005
  16. Методические рекомендации по подготовке школьников к ЕНТ по истории Казахстана / Локотинова О. С. Гребенюк Ю. П. — Алматы: «Институт повышение квалификации и переподготовки кадров системы образования», 2005. — С. 23. — 100 с.
  17. Татьяна Владимировна Зепп Пособие для подготовки к единому национальному тестированию (ЕНТ) по истории Казахстана / Омирбекова М; Касымхан Ж; Шаяхмет Г. — Алматы: «Зият Пресс», 2006. — С. 18. — 196 с. — 2000 экз. — ISBN 5-7667-7905-4.
  18. Кусаинова М.А. История Казахстана / Канат Ибрагимов. — Алматы: «Шың Кітап», 2006. — С. 28-29. — 354 с. — ISBN 9965-9784-4-1.
  19. Зуев Ю. А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии, Алматы, «Дайк-Пресс»,2002, ISBN 9985-441-52-9
  20. ↑ Ю. С. Худяков Иранско-тюркский культурный симбиоз в Центральной Азии
  21. ↑ Энциклопедия Кольера -КАЗАХСТАН. ИСТОРИЯ
  22. Древний Казахстан. Племена, жившие на территории Казахстана в эпоху бронзы и железа
  23. ↑ Абдижапар Абдакимов «Саки, усуни, кангюй, гунны»
  24. Абдижапар Абдакимов «История Казахстана: с древнейших времен до наших дней»
  25. Древние тюрки в центральной Азии, исследования советских тюркологов 1917—1930
  26. Л.Гумилев УСТАНОВЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ВОСТОКЕ УЙГУРСКИЙ КАГАНАТ
  27. 1 2 Мажитов Н. А., Султанова А. Н. — С. 165.
  28. Кузеев Р. Г. Проблемы этнической истории народов Среднего Поволжья и Южного Урала с середины второй половины I тысячелетия н. э. до XVI в.: препринт доклада. — Уфа, 1987. — С. 8.
  29. ↑ Худяков Ю. О ПРОИСХОЖДЕНИИ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЫХ КЫПЧАКОВ
  30. ↑ Кипчаки
  31. Евстигнеев Ю. А. Куманы/куны кто они? Terra Humana
  32. История Крыма. Глава 6. ПЕЧЕНЕГИ В КРЫМУ. КНЯЖЕСТВА ТМУТАРАКАНЬ И ФЕОДОРО. ПОЛОВЦЫ В КРЫМУ
  33. ПЕЧЕНЕГИ (Х-ХІ вв.)
  34. Константин Багрянородный. Об управлении империей. Гл. 37
  35. Потапов Л. П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Историко-этнографический очерк. / Отв. ред. А. П. Окладников. — Л.: Наука, 1969. — 196 с.
  36. ↑ nsu.ru Алтайцы
  37. ↑ altaj.ru V. ПРОИСХОЖДЕНИЕ АЛТАЙЦЕВ
  38. ↑ В. Я. Петрухин, Д. С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
  39. MOBCEC XОPEHAЦИ «История Армении»
  40. ↑ Проникновение тюрков в Малую Азию
  41. Первоначальное проникновение тюрок в Малую Азию

Галерея

Ссылки

Миграция тюрков.

© 2022–2023 ткнерпа.рф, Россия, Нижний Новгород, ул. Щорса 18, +7 (831) 651-04-02