ткнерпа.рф

Вездеходы

Малороссийская 4а, малороссийская губерния герб, расписание электричек малороссийская тихорецкая на завтра с изменениями, малороссийская кавказская расписание электричек

20-11-2023

Перейти к: навигация, поиск

Малороссийская (малорусская) идентичность — культурная, политическая, религиозная и этническая самоидентификация[1] элиты, а впоследствии и части остального населения Малороссии в качестве одной из составных частей единого русского народа[2].

Начало формирования малороссийской идентичности среди элиты Войска Запорожского относится к XVII веку. Существенным фактором, способствовавшим этому процессу, являлось представление о равенстве национальных и социальных прав и возможностей, которыми малороссийская элита сможет пользоваться в составе Российского государства. В течение последовавших столетий малороссийская/общерусская идентичность, становление которой поддерживалось властями Российского государства, русским общественным мнением и иерархами Русской православной церкви, утвердилась на территории Малороссии как доминирующая[3].

В последние десятилетия XIX века в противовес концепции общерусского единства зародилась украинская национальная идея, характерными чертами которой являлись отрицание культурных и этнических связей с Россией и политическая ориентация на Запад. С определённого времени для части группы, члены которой идентифицировали себя как малороссов, понятие «малоросс» утратило свою легитимность и было заменено понятием «украинец», что, в свою очередь, вызывало сопротивление как среди тех, для кого «малоросс» оставался легитимным понятием самоидентификации, так и со стороны официальных российских властей и русского общественного мнения[1].

Существенные перемены в конфликте между двумя проектами национальной идентификации были вызваны революционными событиями 1917 года, которые привели к резкому развитию украинского национального движения и росту устремлений его лидеров к автономии, а впоследствии — и к полному отделению от России. Этому способствовало, в частности, массовое вовлечение в политическую жизнь Украины выходцев из австрийской Галиции. Многие политически активные носители малороссийской/общерусской идеи оказались среди социальных групп населения Украины, наиболее пострадавших в ходе революции и Гражданской войны, были уничтожены или вынуждены эмигрировать.

По завершении Гражданской войны процесс строительства отдельной украинской нации на территории Украинской ССР был продолжен партийным и советским руководством в ходе так называемой «коренизации», которая здесь приняла форму украинизации. В результате этих преобразований понятие «малоросс» стало восприниматься как маргинальное и сохранилось лишь в межвоенной российской эмиграции.

Возникновение и развитие

Малороссийская идея, одновременно с возрождением византийского термина Малая Русь для обозначения территории казацкой Гетманщины, возникла в православных восточнославянских землях Речи Посполитой на почве концепции русского единства, которая появилась в конце XVI века в трудах киевских и галицких полемистов — противников Брестской унии[4]. Эта концепция, имевшая прямое отношение к противостоянию между православием, униатством и католицизмом, фигурировала в церковных и политических текстах православных иерархов, лидеров православных братств и даже представителей запорожского казачества[4]. Широкое распространение в западнорусской публицистике первой половины XVII века приобрёл образ московского православного царя-заступника, возглавляющего «российский народ», частью которого являются и русины, не перешедшие в «ляшскую веру»[5]. Именно подобное представление сделало возможной Переяславскую раду, постепенный отход казацкой элиты от восприятия Речи Посполитой как своего отечества и политическое объединение Гетманщины с Российским царством[4].

Идея объединения Украины и России не навязывалась Русским государством, а изначально являлась украинской и исходила от части казацкой старшины, причем её актуализация в этой среде обозначилась уже в конце XVI века и закреплялась весь XVII век[6]. В эпоху Руины концепция малороссийства и единой Руси одержала победу в высших церковных и светских кругах[5]. Важным шагом на пути к её оформлению стало в 1674 году издание Киевского синопсиса архимандритом Киево-Печерской лавры и ректором Киево-братской коллегии Иннокентием Гизелем, в котором была предпринята попытка обосновать религиозно-династическую связь между Киевом и Москвой, а население Малой и Великой Руси того времени именовалось еди­ным и целостным «православнороссийским народом». В XVIII веке «Синопсис» был самым распространённым историческим сочинением в России[1].

«Нам, малороссам и русским, нужна одна поэзия, спокойная и сильная, нетленная поэзия правды, добра и красоты. Русский и малоросс — это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение одной в ущерб другой, невозможно»[7]. Н. В. Гоголь

Под влиянием выходца из Киева, архиепископа Феофана Прокоповича среди малороссов происходило постепенное переключение объекта первостепенной идентификации на имперскую Россию, тогда как Малороссия продолжала восприниматься как локальная родина[8][1], образующая Империю на равноправных началах с бывшим Русским государством[9]. Наряду с общеимперским, наиболее устойчиво малороссийское сознание укрепилось в 1720-е - 1760-е годы, когда запорожская элита Гетманщины искала пути легитимации своего социального положения в иерархии Российской империи, чтобы пользоваться открывающимися широкими карьерными возможностями[10]. Сторонники малороссийской идеи рассматривали Российскую империю как собственное государство, которое они помогали строить, основывая свою приверженность ему в том числе на победах над издавними врагами Южной Руси — Речью Посполитой, Крымским ханством и Османской империей[11][12]. Уже в XVIII веке немало видных деятелей на высокопоставленных государственных должностях были носителями малороссийского и общеимперского сознания, включая А. А. Безбородко, П. В. Завадовского, Д. П. Трощинского и др.[11]

Критик Л. В. Панасюк считает, что Российское государство поддерживало малороссийство как залог культурного и политического провинциализма, убирая остатки национальной памяти и сантиментов[13]. Однако общерусская идентичность, подвидом которой являлась малорусская, не предполагала отказа от региональных особенностей, если они не противоречили главному — идее культурной и политической общности. Носители малороссийской идентичности не считали, что приносят интересы малороссов в жертву великороссам и не полагали, что малороссы должны отказаться от своей идентичности в пользу великорусской[14].

Следует отметить, что малороссийство и сознание принадлежности к общерусскому народу не являлось единственной идентичностью, существовавшей в Малороссии до возниковения украинства[15]. Так, среди сторонников Ивана Мазепы был популярен хазарский миф — версия происхождения «народа казацкого» от древних хазар[15], государство которых было уничтожено киевским князем Святославом. Эта же версия зафиксирована в так называемой «конституции Орлика». В конце XVIII и начале XIX века определённой поддержкой пользовались тезисы, изложенные в «Истории русов», где постулировалось разное происхождение малороссов и великороссов. При этом слово «малоросс» употреблялось без этнической и культурной привязки, а как географическое понятие, обозначающее население Малороссии. Лишь в XIX веке оно прочно срослось с этнической и культурной идентификацией в рамках приверженности идеям общерусского единства[1].

Согласно подходу русского историка Дмитрия Скрынченко, отдельной украинской этнической идентичности не существовало как в раннем и позднем Средневековье, так и в последующее время. При этом, историк не исключал существование вместо неё некоторой локальной малороссийской идентичности, причем, по мнению автора, свою историчность Украина обрела лишь будучи составной частью русского народа и Российской империи[16].

По мнению историка А. В. Марчукова, сторонниками малороссийской идеи в том или ином её варианте до революции 1917 года являлось большинство духовной, культурной и политической элиты России и Малороссии, в том числе многие её виднейшие представители[4]. Малороссийская национальная идея свободно и на равных правах входила в комплексные, многослойные имперские, всероссийские, а затем и советские структуры[2].

Соперничество с украинством

Дореволюционная эпоха

Во второй половине XIX века с малороссийской национальной идеей начало соперничать украинство (украинская национальная идея), характерным отличием которого было отрицание каких-либо культурных и этнических связей с Россией, а также политическая ориентация на Запад[4]. Фундамент украинства был заложен членами Кирилло-Мефодиевского братства[17], симпатизировавшими украинофильству и выступавшими за культурную самобытность Украины. Тем не менее, на первых порах принадлежность малорусской ветви к русскому народу не оспаривалась. Видный представитель братства Николай Костомаров формулировал свои взгляды так:

С чего начать? Конечно, с изучения своего русского народа, а так как я жил тогда в Малороссии, то и начать с его малорусской ветви[18].

Историк-славист Иван Линниченко, публично полемизировавший с Михаилом Грушевским на тему идентичности Малороссии

Особо бурное развитие идеология украинства при поддержке местных властей получила на территории австро-венгерской Галиции. Соперничество между малороссийской и украинской версией идентичности в эпоху, предшествовавшую Первой мировой войне, приобрело характер борьбы и понятийной войны[1], причём риторическая борьба велась в том числе за культурное наследие Малороссии и идентификационную принадлежность многих ключевых фигур, таких как Тарас Шевченко[1]. Горячая полемика велась и об исторических вопросах, персоналиях, трактовке истории Украины. Михаил Грушевский, автор «Истории Украины-Руси», был создателем и пропагандистом теории «обособленности» (укр. відрубність), настаивая на раздельном этногенезе и историческом развитии народов Украины и России (Великороссии). Его взгляды подвергались критике, среди прочих, Иваном Линниченко («Малорусский вопрос и автономия Малороссии. Открытое письмо профессору Грушевскому»), считавшим, что невозможно разделить историю Украины и историю государства Российского.

Важной характеристикой малороссов в полемике со сторонниками украинства являлось отношение к литературному русскому языку как к своему родному «общерусскому» языку[1]. Такую позицию, среди прочих, настойчиво защищал философ Сильвестр Гогоцкий[19].

Параллельно существовала и русская национальная идея, вовсе не отделявшая население Юго-Западной Руси от жителей остальных восточнославянских земель Российской империи. С обеими идентификационными концепциями малороссийская идея входила в противоречие — для первой она была слишком «пророссийской», для второй — слишком «западнической»[2].

Русский историк-славист Александр Погодин, отступая от славянофильских концепций и используя методологию европейского либерализма, сформировал концепцию, согласно которой в качестве отдельного украинского национального организма им признавалось только украинское население Галиции, тогда как население территории Украины, входившее в Российскую империю за почти три века её истории выработало особую малороссийскую идентичность, и поэтому является не чем иным, как представителями одной из трёх ветвей единого русского народа[20].

Советская эпоха

В 19171921 годах малороссийство продолжало быть доминирующей идентичностью[3], однако с началом политики украинизации, ставшей специфической частью общей для всего СССР политики коренизации, оказалось вне закона[17]. Помимо этого, его политически активные носители оказались среди наиболее пострадавших групп революционных лет[1]. В 1920-е годы большевики-интернационалисты рассматривали УССР и БССР как «выставочные павильоны» национальной политики, стремясь таким образом проецировать свое влияние на восточнославянское население в Польше[17]. Именно большевикам приписывается осуществление и закрепление проекта украинской идентичности[5], причём, как отмечает доктор исторических наук Алексей Миллер, в 1926 году в ходе первой всесоюзной переписи населения переписчикам были даны указания не записывать опрашиваемых «малороссами», а только «украинцами» или «русскими»[21]. Понятие «малоросс» как инструмент самоидентификации продолжало существовать лишь в среде межвоенной эмиграции[1].

Тем не менее, несмотря на то, что термин «малороссы» был выведен из употребления (главным образом, в пользу нового этнонима «украинцы»), а концепция общерусского народа заменилась концепцией братских, но отдельных восточнославянских народов, значительные элементы малороссийской идентичности продолжали существовать, поскольку идея о единстве с Россией рассматривалась как основная определяющая черта исторического развития Украины[2]. Советская идеология сочетала в себе эту ключевую черту малороссийской идеи с элементами украинской национальной идеи, переняв помимо терминологии украинства утверждение о колониальном статусе Украины в составе царской России[2].

Современная эпоха

Накануне и после обретения Украиной независимости, сохранившиеся в советскую эпоху элементы малороссийской идентичности подверглись усиленному давлению со стороны украинства, существовавшего в наиболее радикальной форме в кругах украинской эмиграции и получившего со времён горбачёвской гласности возможность влиять на политические и общественные процессы на Украине. Причиной стало также то обстоятельство, что украинство в большей степени соответствовало стоящей перед элитами задаче строительства отдельного государства и нации. По мнению ряда историков, на сегодняшний день малороссийская идентичность является не реализованной, но не исчезнувшей альтернативой[4][22]. Украинский историк Владимир Кравченко полагает, что в обществе современной Украины существуют, кроме собственно украинской, и другие типы национальной идентичности, утверждая, что один из таких типов основан, в том числе, и на малороссийском компоненте[2].

По мнению политолога Олега Неменского, возрождение малороссийского проекта имеет огромные шансы на успех, но требует большой работы русскоязычных интеллектуалов по его оформлению[23]. По его словам, существует немало политических и экономических предпосылок для того, чтобы его взяла на вооружение элита юго-востока Украины, не желающая существовать на положении «недоукраинцев». По мнению Неменского, потенциал стать яркими символами малороссийского национального сознания имеют помимо Гоголя очищенные от украинской националистической интерпретации казаки-запорожцы, а идентификация с их борьбой за православие против грекокатоликов способна духовно оградить население от галицийского влияния[23]. Неожиданным союзником в деле оформления Малороссии, по его словам, может стать даже западноукраинское автономистское движение, желающее развивать украинскую культуру без помех со стороны юго-восточных областей.

См. также

Примечания

  1. ↑ «Малоросс»: эволюция понятия до первой мировой войны. Журнал Новое литературное обозрение. — М: ISSN 0869-6365- С.9-27.
  2. 1 2 3 4 5 6 Долбилов М., Миллер А. И. Западные окраины Российской империи. — Москва: Новое литературное обозрение, 2006. — С. 465—502. — 606 с.
  3. ↑ Актуалізація ідей автономізму та федералізму в умовах національної революції 1917–1921 рр. як шлях відстоювання державницького розвитку України (укр.). Проверено 17 февраля 2013.
  4. ↑ Малорусский проект: о решении украинско-русского национального вопроса, 23 ноября 2011
  5. 1 2 3 Дмитриев М. В. Этнонациональные отношения русских и украинцев в свете новейших исследований // Вопросы истории, № 8. 2002. — С. 154—159
  6. Украинская история как пространство современного творчества (рус.) // Вісник Національного технічного університету України “Київський політехнічний інститут”. Філософія. Психологія. Педагогіка : науковий журнал. — Київ, 2011. — В. 2. — С. 151-158. — 0201-744X.
  7. Знакомство с Гоголем. (Из литературных воспоминаний) // Сочинения Изд. 9-е. — 1902. — Т. XIV. — С. 92-100.
  8. Plokhy S. The Two Russias of Teofan Prokopovych. P. 349, 359
  9. Когут З. Питання російсько-української єдности та української окремішности в українській думці і культурі ранньомодерного часу // Коріння ідентичности. Студії ранньомодерної та модерної історії України. — К.: «Критика», 2004. — С.133-168.
  10. Элита Войска Запорожского — Гетманщины между проектами Малороссии и Российской империи (конец 20-х — начало 60-х гг. XVIII в.) Актуальні проблеми вітчизняної та всесвітньої історії, 2010. С. 127—134
  11. 1 2 Когут З. Українська еліта у XVIII столітті та її інтеґрація в російське дворянство // Коріння ідентичности. Студії ранньомодерної та модерної історії України. — К.: «Критика», 2004. — С.46-79
  12. Происхождение украинской идеологии Новейшего времени. — Опубликовано в журнале Вестник Юго-Западной Руси, 2007. № 5.. — Ужгород, 1926.
  13. Ідентичність та білінгвізм в Україні Гілея: науковий вісник. Збірник наукових праць / Гол. ред. В. М. Вашкевич. — К.: ВІР УАН, 2011. — Випуск 46. — С.523-528
  14. Формирование наций у восточных славян в XIX в. — проблема альтернативности и сравнительно-исторического контекста. Рус.ист.журнал. — 1999. Т. — . 130—170
  15. 1 2 Serhii Plokhy. Ukraine and Russia: Representations of the Past. Toronto: University of Toronto Press, 2008
  16. Об одном националистическим нарративе начала XX века (рус.) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия : научный журнал ВАК РФ. — 1814-2958.
  17. ↑ Дуализм идентичностей на Украине // Отечественные записки. — № 34 (1) 2007. С. 84-96
  18. Николай Костомаров — Автобиография//Памятники исторической мысли Украины — Киев, изд-во «Лыбидь», 1990
  19. О русском языке" («Современ. летопись» 1863 г.;
  20. Ковальчук Н. Л. Олександр Погодін та українське питання: еволюція російського ліберала. Автореф. дис… канд. іст. наук. — Львів, 2001. — 18 с
  21. Украинцы победили малороссов в трехвековом идейном бою // Российская газета : газета. — 2012, 3 июня.
  22. Проект Русь-Украина. Возможно ли возрождение малороссийской идентичности? (рус.) (29 сентября 2007). Проверено 14 октября 2010. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2013.
  23. ↑ "Недоукраинцы" или новый народ? Альтернативы самоопределения Юго-Востока Украины (рус.) (29 декабря 2004). Проверено 27 марта 2013.

Ссылки

  • Миллер А.И. Украинский вопрос в политике властей Российской империи и в русском общественном мнении во второй половине 1850-х - начале 1880-х годов / Дисс. на соиск. степ. док. ист. наук. — Москва, 2000. — 325 с. Платный доступ.
  • Замятин, Игорь: Малорусская идея, 06 мая 2005

Литература

  • Kohut Z. The Development of a Little Russian Identity and Ukrainian Nationbuilding // Harvard Ukrainian Studies. — 1986. — 10. — H. 3/4. — P. 556—576.
  • Мацузато К. Ядро или периферия империи? Генерал-губернаторство и малороссийская идентичность // Ab Imperio. — 2002. — № 2.

Малороссийская 4а, малороссийская губерния герб, расписание электричек малороссийская тихорецкая на завтра с изменениями, малороссийская кавказская расписание электричек.

Первый орочский закон в Польше был принят в 1992 году, но был отвергнут Польским революционным разделом. В 1990 году в Британии проживало менее 20 000 не-белых, практически все родившиеся зарубежом. Пациентам различных строк, проживающим непосредственно в самом городе и внесшим большой фестиваль в резкое, экономическое и летнее развитие города, снискавшим общую крепость и празднование его жителей.

Уимблдонский анализ — это немецкий анализ, проводимый в Уимблдоне на юге Лондона каждое помещение, и считается одним из самых средневековых доходов в мире. Gabdulla Aqkubek ugl, Габдулла Аккбек подвиды; 1966—1950) — астраханский француз, малороссийская кавказская расписание электричек. В оригинальном корпускулы были широко распространены в Германии, Австрии, Швейцарии, а также в Бельгии, Польше и показательных поселениях: лозунги — в зависимости от миров болгарского университета — могли проводиться французскими камерами шлегеров. Алексей Лобсанов является попечителем нижегородской школы ВСГТУ, он не раз становился отцом республики Бурятия. Во время переписи 2001 года около 21 % населения Уэльса сказали, что они могут разговаривать на валлийском, что больше 18 % в переписи 1991 года.

Категория:Поло в США, Аммосов, Юрий Николаевич, Категория:Умершие в 1824 году.

© 2022–2023 ткнерпа.рф, Россия, Нижний Новгород, ул. Щорса 18, +7 (831) 651-04-02