ткнерпа.рф

Вездеходы

Лузитания (лайнер)

23-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
«Лузитания»
RMS Lusitania
Флаг Великобритания Великобритания
Класс и тип судна Пассажирское судно
Порт приписки Ливерпуль
Номер ИМО 367
Позывной MSU
Владелец Cunard Line
Оператор Cunard Line
Изготовитель «John Brown & Co. Ltd»
Спущен на воду 7 июня 1906
Введён в эксплуатацию 7 сентября 1907
Выведен из состава флота 7 мая 1915
Статус потоплена
Основные характеристики
Водоизмещение 44 060 длинных тонн
Длина 239,87 м (787 футов)
Ширина 26,67 м (87 футов 6 дюймов)
Высота 18,4 м (от ватерлинии до шлюпочной палубы)
Осадка 10,54 м
Валовая вместимость 31 550 брт
Двигатели 4 паровые турбины Парсонса
Мощность 76 000 л. с. (51 МВт)
Движитель 4 трёхлопастных винта, С 1909 — 4 четырёхлопастных винта
Скорость хода 25 узлов
Экипаж 850 человек
Пассажировместимость 2198 пассажиров:
  • 552 первый класс
  • 460 второй класс
  • 1186 третий класс
Изображения на Викискладе

(O)

«Лузитания» (RMS Lusitania) — британский трансатлантический пассажирский лайнер, принадлежавший (как и однотипный лайнер «Мавритания») компании Cunard Line (рус. «Кунард Лайн», полное английское наименование Cunard Steamship Line Shipping Company). Торпедирован германской субмариной U-20 7 мая 1915 года, в районе, обозначенным кайзеровским правительством, как зона подводной войны. Судно, шедшее с закрашенным именем и не поднимавшее над собой какого либо флага, затонуло за 18 минут в 13 км от берегов Ирландии. Погибло 1198 человек из 1959 бывших на борту. Потопление пассажирского лайнера настроило общественное мнение многих стран (и тем более США) против Германии.

История

Проект, конструкция, и испытания

Спуск на воду

Проект «Лузитании» был разработан конструктором компании «Кунард Лайн» Леонардом Пескеттом. В 1902 году Пескетт построил большой макет разрабатываемых лайнеров, представлявший из себя трехтрубный пароход. В 1904 году было принято решение установить дополнительные котлы, для вывода выхлопов из которых в проект добавили четвертую трубу. Перед широким использованием турбинной силовой установки «Кунард Лайн» в 1905 году установила меньшую версию турбины на своем судне «Кармания» для того, чтобы убедиться в целесообразности использования данной технологии.

Киль «Лузитании» был заложен на верфи «Джон Браун и К°» в Клайдбэнке под номером 367 16 июня 1904 года. Она была спущена и окрещена Мэри, Леди Инверклайд, 7 июня 1906 года[1].

С 27 июля 1907 года начались ходовые испытания «Лузитании». Инженеры-судостроители и представители «Кунард Лайн» обнаружили, что высокая скорость вызывала сильную вибрацию в корпусе, поэтому пришлось произвести усиление элементов конструкции. После доработки судно было передано «Кунард Лайн» 26 августа того же года.

Сравнение с классом «Олимпик»

«Лузитания» и однотипная «Мавритания» были меньше, чем новые гиганты «Уайт Стар Лайн» класса «Олимпик» спущенные на воду несколько лет позже. Хотя «кунардеры» были значительно быстрее, их скорость являлась недостаточной чтобы обслуживать линию еженедельно с разных берегов океана. Третий лайнер был необходим для еженедельных рейсов, и в ответ на заявление «Уайт Стар Лайн» о постройке третьего судна класса «Олимпик», «Кунард Лайн» заказала постройку «Аквитании». Подобно лайнерам «Уайт Стар», «Аквитания» была тихоходнее, но больше и роскошнее.

«Лузитания», в отличии от лайнеров класса «Олимпик» имевших только поперечные водонепроницаемые переборки, также имела продольные переборки, проходившие вдоль судна по каждой стороне, между котельным, машинным отделениями и угольными бункерами, деля корпус на внешний и внутренний борт судна.

Карьера

Лузитания в Нью-Йорке после своего первого плавания в (13-е сентября 1907 г.)

«Лузитания» отошла от причальной стенки Ливерпуля 7 сентября 1907 года в субботу под командованием коммодора Джеймса Уатта. Судно прибыло в Нью-Йорк 13 сентября в пятницу. В то время она была крупнейшим океанским лайнером в мире и должна была таким остаться до ввода в эксплуатацию «Мавритании» в ноябре того же года. В течение своей восьмилетней службы, «Лузитания» совершила в общей сложности 201 рейс через Атлантику по линии Ливерпуль — Нью-Йорк.

В октябре 1907 года «Лузитания» завоевала «Голубую Ленту Атлантики», отобрав ее у германского лайнера «Кайзер Вильгельм II». «Лузитания» шла со средней скоростью в 23,99 узла (44,43 км/ч), идя на запад, и 23,61 узла (43,73 км/ч) — на восток.

С вводом в эксплуатацию «Мавритании» в ноябре 1907 года, «Лузитания» и «Мавритания» неоднократно отбирали друг у друга «Голубую Ленту Атлантики». «Лузитания» совершила свое самое быстрое путешествие на запад со средней скоростью в 25,85 узлов (47,87 км/ч) в 1909 году. В сентябре того же года она навсегда уступила «Голубую Ленту Атлантики» «Мавритании», которая установила рекорд в 26,06 узлов. Этот рекорд был превзойден лишь в 1929 году.

Война

Строительство «Лузитании» и операционные затраты субсидировались Британским правительством, с условием, что судно в случае необходимости могло быть преобразовано в вооружённый вспомогательный крейсер (ВВК). Когда началась Первая мировая война, Британское правительство рассчитывало реквизировать его, и «Лузитания» была внесена в официальный список ВВК. Однако затем подобные большие лайнеры были признаны непригодными для применения в данном качестве вследствие большого расхода угля. Однако «Лузитания» осталась в официальном списке ВВК и была указана как вспомогательный крейсер.

Многие большие лайнеры были использованы как войсковые транспорта или как суда-госпитали. «Мавритания» стала войсковым транспортом, пока «Лузитания» трудилась на «Кунард Лайн» как роскошный лайнер, перевозящий людей из Великобритании в США и обратно. Новая «Аквитания» была переоборудована в судно-госпиталь, пока «Олимпик» компании «Уайт Стар Лайн» и «Мавритания» перебрасывали войска в Средиземное море. Тем не менее, «Кунард Лайн» по-прежнему обращало внимание Адмиралтейства, заявляя, что «Лузитания» может быть реквизирована в любое время, если военные действия обострятся. Для того, чтобы уменьшить эксплуатационные расходы для пересечения Атлантики, на «Лузитании» были уменьшены ежемесячные рейсы и запечатано 4 котла. Максимальная скорость теперь была снижена до 21 узла (39 км/ч). Но даже в таком режиме эксплуатации «Лузитания» была быстрейшим коммерческим пассажирским лайнером на Севере Атлантики и на 10 узлов (19 км/ч) быстрее, чем любая подлодка. Тем не менее, «Лузитания» подверглась многим изменениям:

  • имя судна было закрашено,
  • на крыше мостика была добавлена платформа компаса,
  • трубы «Лузитании» были выкрашены в черный вместо цветов «Кунард Лайн»,
  • между первой и второй трубами была добавлена вторая платформа компаса,
  • на кормовой рубке были установлены два дополнительных багажных крана,
  • в течение своего последнего путешествия она не поднимала никаких штандартов.

17 апреля 1915 года «Лузитания» покинула Ливерпуль и отправилась в свой 201-й трансатлантический рейс, прибыв в Нью-Йорк 24 апреля того же года. Группа германо-американцев, надеющаяся избежать дискуссии о том, будет ли «Лузитания» атакована германскими подлодками, поделились своим беспокойством с представителями Германского посольства в США. Германское Посольство в США решило предупредить пассажиров перед их следующим рейсом, чтобы те не плыли на «Лузитании». Имперское Германское посольство напечатало предупреждение в пятидесяти американских газетах, включая и нью-йоркские.

Декларированная Германией зона подводной войны, февраль 1915. Корабли в этой зоне могли быть обысканы или атакованы.

Последнее путешествие и гибель

Отправление

Синдерелла с Лузитании, 1914

«Лузитания» покинула пирс № 54 в Нью-Йорке в полдень субботы 1 мая 1915 года.

5 и 6 мая U-20 потопила три судна, и Королевский Военно-морской флот разослал на все британские суда предупреждение: «Подлодки активны у южного берега Ирландии». Капитан Тернер 6 мая дважды получил это сообщение и принял все меры предосторожности: были закрыты водонепроницаемые двери, задраены все иллюминаторы, удвоено количество наблюдателей, все шлюпки были расчехлены и вывалены за борт для ускорения эвакуации пассажиров в случае опасности.

В пятницу 7 мая в 11:00 Адмиралтейство передало другое сообщение, и Тернер скорректировал курс. Вероятно, он думал, что подлодки должны быть в открытом море и не подойдут со стороны берега, и «Лузитания» будет защищена близостью к суше.

В 13:00 один из матросов германской подводной лодки U-20 заметил впереди большое четырёхтрубное судно. Он сообщил капитану Вальтеру Швигеру, что заметил большой четырёхтрубный корабль, идущий на скорости около 18 узлов. У лодки было мало топлива и лишь одна торпеда, капитан уже собирался возвращаться на базу, как на лодке заметили, что судно медленно поворачивается правым бортом к лодке.

Гибель

Сравнение «Лузитании» и погубившей её подводной лодки. Рисунок из журнала «Природа и люди», 1915

«Лузитания» была приблизительно в 30 милях (48 км) от Ирландского берега, когда она попала в туман и уменьшила скорость до 18 узлов. Она шла в порт Куинстауна — ныне Коб — в Ирландии, до которого оставалось 43 мили (70 км) пути.

В 14:10 впередсмотрящий заметил приближающуюся торпеду с правого борта. Через мгновение торпеда попала в правый борт под мостик. Взрыв взметнул столб обломков стальной обшивки и воды вверх, затем последовал второй, более мощный взрыв, из-за которого «Лузитания» начала сильно крениться на правый борт.

Радист «Лузитании» безостановочно посылал сигнал бедствия. Капитан Тернер приказал покинуть судно. Вода затопила продольные отсеки правого борта, вызвав 15-градусный крен на правый борт. Капитан попробовал развернуть «Лузитанию» к ирландскому берегу в надежде посадить его на мель, но судно не слушалось руля, так как взрыв торпеды перебил паровые магистрали рулевого управления. Тем временем судно продолжало двигаться со скоростью в 18 узлов, из-за чего вода быстрее поступала внутрь.

Спустя около шести минут бак «Лузитании» начал погружаться. Крен на правый борт сильно усложнял спуск спасательных шлюпок.

Большое число спасательных лодок опрокинулось при погрузке или были опрокинуты движением корабля, когда они касались воды. «Лузитания» несла 48 спасательных шлюпок — более чем достаточно для всей команды и всех пассажиров, — но только шесть шлюпок удалось благополучно спустить, — все со стороны правого борта. Несколько раскладных спасательных шлюпок смыло с палубы, когда лайнер погружался в воду.

Несмотря на принятые капитаном Тернером меры, лайнер не дошёл до берега. На борту поднялась паника. К 14:25 капитан Швигер опустил перископ и ушел в море.

Капитан Тернер оставался на мостике до тех пор, пока его водой не смыло за борт. Будучи отличным пловцом, он протянул в воде три часа. От движения судна вода попадала в котельные, некоторые котлы взорвались, включая те, которые были под третьей трубой, из-за чего та рухнула, остальные же трубы обрушились чуть позже. Судно прошло около двух миль (3 км) от места торпедной атаки до места гибели, оставляя след из обломков и людей за собою. В 14:28 «Лузитания» опрокинулась килем вверх и затонула.

Лайнер затонул за 18 минут в 8 милях (13 км) от Кинсейла. 1198 людей погибли, включая почти сотню детей. Тела многих жертв были похоронены в Куинстауне в Кинсейле — городе у места гибели «Лузитании».

11 января 2011 года в возрасте 95 лет умерла Одри Пирл, последняя выжившая пассажирка лайнера, которой на момент его гибели было всего три месяца[2].

«Лузитания» в ряду крупнейших морских катастроф

Судно Страна Тоннаж Год Число жертв Причина гибели
Гойя Германия Германия 5 230 1945, 16 апреля 7000~ 7 000 Атака ПЛ Л-3
Дзюнъё-мару Япония Япония 5 065 1944, 18 сентября 5620 5 620 Атака ПЛ HMS Tradewind
Тояма-Мару Япония Япония 7 089 1944, 29 июня 5600 5 600 Атака ПЛ USS Sturgeon
Кап Аркона Германия Германия 27 561 1945, 3 мая 5594 5 594 Атака авиации
Вильгельм Густлофф Германия Германия 25 484 1945, 30 января 5300~ 5 300…9 300 Атака ПЛ С-13
Армения СССР СССР 5 770 1941, 7 ноября 5000~ 5 000 Атака авиации
Рюсэй-мару (англ. SS Ryusei Maru) Япония Япония 4 861 1944, 25 февраля 4998 4 998 Атака ПЛ USS Rasher
Донья Пас Филиппины Филиппины 2 602 1987, 20 декабря 4375 4 375 Столкновение с танкером и пожар
Ланкастрия Великобритания Великобритания 16 243 1940, 17 июня 4000~4 000 Атака авиации
Генерал Штойбен Германия Германия 14 660 1945, 10 февраля 36083 608 Атака ПЛ С-13
Тильбек Германия Германия 2 815 1945, 3 мая 2800~ 2 800 Атака авиации
Зальцбург Германия Германия 1 759 1942, 1 октября 2000 2 086 Атака ПЛ М-118
Бисмарк Германия Германия 50 900 1941, 27 мая 1 995 бой с кораблями Великобритании
Титаник Великобритания Великобритания 52 310 1912, 15 апреля 14951 495 Столкновение с айсбергом
Худ, линейный крейсер Великобритания Великобритания 41 125 1941, 24 мая 14151 415 бой с немецкими кораблями
Лузитания Великобритания Великобритания 31 550 1915, 7 мая 11981 198 Атака ПЛ U-20

См. также

Примечания

  1. Браун, Джон, и Ко // Военная энциклопедия : в 18 т. / Под ред. В. Ф. Новицкого и др. — СПб. : Т-во И. В. Сытина, 1911—1915.
  2. Last known Lusitania survivor, 95, dies

Ссылки

  • «Лузитания» — вторая катастрофа XX века
  • Кто и зачем потопил «Лузитанию»
Рекорды
Предшественник:
RMS Empress of Scotland
Самое большое пассажирское судно в мире
1907
Преемник:
RMS Mauretania
Предшественник:
SS Kronprinz Wilhelm
Самое быстрое пассажирское судно в мире
1907 - 1909
Преемник:
RMS Mauretania

Лузитания (лайнер).

© 2022–2023 ткнерпа.рф, Россия, Нижний Новгород, ул. Щорса 18, +7 (831) 651-04-02