ткнерпа.рф

Вездеходы

Коммунальный мост (Красноярск)

16-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Коммунальный мост

Коммунальный мост в Красноярске

(O) (Я)

Область применения

автомобильно-пешеходный

Пересекает

реку Енисей

Место расположения

Красноярск, Россия

Конструкция
Тип конструкции

арочная конструкция

Общая длина

2,3 км[1]

Ширина моста

23,4 м

Эксплуатация
Открытие

17 октября 1961 года

Коммунальный мост (Красноярск) на (O) (Я)
Лицевая сторона десятирублёвой банкноты с изображением Коммунального моста

Коммуна́льный мост — автомобильно-пешеходный мост в Красноярске через реку Енисей.

История и описание

18 января 1940 года исполком Красноярского краевого совета принял решение о строительстве моста через Енисей в створе улицы Вейнбаума или улицы Сурикова. Проект моста был разработан доктором архитектуры, профессором, действительным членом Академии архитектуры CCCР Александром Дмитриевым. Начало войны значительнейшим образом скорректировало планы: сооружение грандиозного моста началось только в 1956 году. Проект моста разработал московский институт «Гипрокоммундортранс» в 1955 году.

Строительство велось перебазированным в Красноярск мостостроительным отрядом № 7.

Опоры моста построены в 1956—1957 годах на кессонах без выморозки шахт. Изготовлен из сборного железобетона. Состоит из двух мостов длиной 940 и 410 метров, разделённых специальной дамбой через остров Отдыха. Ширина моста между перилами 24,1 метра, высота 27 метров. Общая длина мостового перехода с подходами и дамбой 2300 метров — через основное русло пять арочных сводов длиной 158 метров каждый, дамба длиной в 630 метров и высотой 24 метра со съездами по обеим сторонам моста и шесть арочных сводов через Абаканскую протоку 51 метр каждый. Судоходный пролёт моста в 158 метров длиной был самым большим в те времена.

Главной особенностью строительства Коммунального моста стала установка полуарок (в количестве двадцати штук весом 1560 тонн) с помощью плавсистем — плавучих опор и их буксировки с помощью теплоходов к месту монтажа. 17 октября 1961 года после испытания на прочность мост был принят в эксплуатацию с оценкой «отлично». Акт о приёмке в эксплуатацию был подписан 15 ноября 1961 год, хотя движение на мосту было открыто 17 октября 1961 года[2][3].

Красноярский коммунальный мост стал украшением города и прославился на весь мир как великолепный образец так называемого позднего сталинского ампира.

По словам профессора архитектуры Александра Слабухи, «красноярский мост выделяется среди других подобных сооружений своей тектонической стройностью. При отдаленном восприятии мы видим легкие конструкции. Но как только оказываемся рядом с мостом, мы ощущаем всю мощь его устоев». А вот в современной, постмодернистской архитектуре нередко отмечается разрыв между функцией и эстетикой…

По мнению специалистов, этот мост как бы соединил не только два берега, но и две эпохи в архитектуре. Спроектированный еще в духе сталинского ампира, он строился уже позднее, на заре эпохи модернизма. Поэтому в нем органично переплелись классика и новые архитектурные идеи.

Его проектировщики П. А. Егоров и К. К. Ивашова и строители Н. А. Богдзель, И. П. Калинников, А. И. Бахтин были удостоены Ленинской премии за разработку и использование технологии сооружения и замыкания арок моста без подстраховочных опор, что в те годы являлось передовым словом в мировом мостостроении.

На момент постройки Коммунальный мост являлся самым длинным автомобильным мостом в Азии.

Мост через Енисей относится к числу уникальных в практике советского и зарубежного мостостроения.

Внесён в справочник ЮНЕСКО «Мостостроение мира» за уникальность технологии монтажа железобетонных полуарок весом 1560 тонн и замыкание сводов на плаву в пролёте[4].

До ввода в эксплуатацию Коммунального моста переправа через Енисей в черте Красноярска осуществлялась по разводному понтонному мосту (с 1939 года), а ещё ранее использовались наплавной мост[5] (плашкоут), паромная и лодочная переправы и по железнодорожным мостам[6].

При постройке полусводы арок подвозили на разных баржах и ледоколах. Управлял эти этапом опытнейший капитан торговых судов Михаил Чечкин.

В настоящее время мост ограничен площадями: Предмостной — на правом берегу Енисея и Театральной (до 2005 года — «350-летия Красноярска») — на левом берегу.

После более чем тридцати лет эксплуатации проходящая по центру моста трамвайная линия была демонтирована. В настоящее время по мосту проходит шесть полос движения[7].

Кадры с Коммунальным мостом (как и некоторыми другими местами в Красноярске) есть в советском художественном фильме «Алый камень» (Киностудия им. Горького, 1986 год).

Галерея

См. также

  • Знаменитый Коммунальный мост в Красноярске отметил свое 50-летие
  • Архивы Красноярского края: Коммунальный автомобильно-пешеходный мост через р. Енисей – один из символов г. Красноярска.

Примечания

  1. Знаменитый коммунальный мост в Красноярске отметил свое 50-летие. Проверено 19 февраля 2013.
  2. 50 лет назад в Красноярске открыто движение по Коммунальному мосту
  3. Коммунальному мосту — 50 лет
  4. Переправы через Енисей | Эра красноярских мостов
  5. Альбом «Великий путь». Виды Сибири и ее железных дорог. Страница 121
  6. Переправа через Енисей
  7. На Коммунальном мосту вместо четырех сделали разметку на 6 полос
Культурное наследие
Российской Федерации, объект № 2400001074
объект № 2400001074

Коммунальный мост (Красноярск).

© 2022–2023 ткнерпа.рф, Россия, Нижний Новгород, ул. Щорса 18, +7 (831) 651-04-02