17-06-2023
Согдийское княжество | |
Ихшиды Согда | |
---|---|
|
|
642 — 755
|
|
Столица | Самарканд |
Религия | зороастризм |
Форма правления | монархия |
Династия | Унаш |
Ихшид | |
• 642—655 | Шишпир (первый) |
• 738—755 | Тургар (последний) |
История | |
• 642—658 | Независимое государство |
• 658—709 | Китайский протекторат |
• 709—755 | Арабский вассал |
Ихши́ды Со́гда (также известные как ихши́ды Самарка́нда и Уна́ши) — согдийская династия, правившая одним из согдийских княжеств со столицей в Самарканде с 642 по 755 года[2].
Княжеский титул «ихшид» (от согд. xšyδ, xšēδ — букв. «правитель») имеет иранское происхождение; учёные по-разному производили его от древнеиранского корня «khshaeta» («сияющий», «блестящий»), или от «khshāyathiya» («правитель», «царь»), от которого также происходит титул «шах» («царь»)[2]. Ихшиды Согда со столицей в Самарканде хорошо засвидетельствованы во время и после мусульманского завоевания Мавераннахра.
Шишпир, первоначально правивший Кешем, завоевал Самарканд в 631—642 гг. н. э. и основал династию ихшидов[3]. Его правление в Самарканде последовало за правлением гуннских племён, которые взяли под свой контроль город примерно с 437 г. н. э. Основателю Шишпиру наследовали несколько поколений царей, которые записаны в китайских хрониках и известны благодаря их чеканке[3].
Гуннское наследие проявляется в чеканке Шишпира, так как он принял гуннскую Y-образную тамгу () на реверсе его монет[3]. Таким образом, символ эфталитов появляется на остаточной чеканке Самарканда, вероятно, как следствие контроля эфталитов над Согдианой, и становится заметным в согдийской чеканке до мусульманского завоевания Мавераннахра[4].
Надписи, найденные на развалинах дворца ихшидов в Самарканде, и легенды о монетах позволяют предположить, что ихшиды называли свою династию «Унаш», то есть «гуннский»[5]. На росписях афрасиабских росписей, выполненных в раннеихшидский период, имеется надпись с упоминанием царя «Вархумана Унаша».
Когда царь Вархуман Унаш пришёл к нему [посол] открыл рот [и сказал так]: «Я Пукарзате, дапирпат (канцлер) Чаганиана. Я прибыл сюда от Туранташа, владыки Чаганиана, в Самарканд, к царю, и относительно [к] царю [теперь] нахожусь [здесь]. И в отношении меня не имейте никаких опасений: О богах самаркандских, как и о письменности самаркандской, я хорошо осведомлён, и царю я также не сделал никакого зла. Пусть тебе повезет! И король Вархуман Унаш простился [с ним]. И [тогда] дапирпат (канцлер) Чача открыл рот.
— Надпись на мантии посла, фрески Афрасиаба[6].
Росписи Афрасиаба в Самарканде датируются серединой VII века н. э. на раннем этапе периода ихшидов, показывая приём иностранных сановников ихшидским царём Вархуманом. Вероятно, они были написаны около 655 г. н. э., поскольку Западно-тюркский каганат, члены которого широко представлены на фресках, переживал последние дни перед своим падением в 657 г. н. э., а династия Тан увеличивала свою территорию в Центральной Азии[7][8][9]. На четырёх стенах комнаты частного дома изображены три-четыре страны соседней Средней Азии. На северной стене Китай (китайский праздник, с императрицей на лодке, а император на охоте), на южной стене Самарканд (то есть иранский мир: религиозное погребальное шествие в честь предков во время праздника Навруз), на восточной стене Индия (как земля астрологов и пигмеев, но живопись там сильно разрушена).
Офицеры западных тюрок сопровождают высокопоставленных лиц, посещающих царя Вархумана в Самарканде. Один из них помечен как происходящий из Арги (Карашар в современном Синьцзяне). Фреска Афрасиаба, вероятно, написана около 655 г. н. э.[10][11]
Эмиссары династии Тан при дворе Вархумана в Самарканде несут шёлк и нить коконов тутового шелкопряда, около 655 г. н. э., фрески Афрасиаба, Самарканд
Китайцы утвердили свою политическую власть в Средней Азии за счёт западных тюрок, путём создания протектората Аньси и формального назначения местных правителей на должности губернаторов в провинциях, созданных китайцами[14]. Уже в 650—655 гг. н. э. Вархуман был признан китайцами «царём Канджу» (Согдиана) и наместником, как сообщают китайские хроники[10][15]:
В эпоху Юнхуэй (永徽) (650–655 гг. н. э.) император Гао-цзун сделал эту территорию правительством Кангюй и дал титул губернатора королю страны, Вархуману (拂呼缦, Фухуман).
Западные тюрки, которые около века были главной державой в регионе, распались после танского завоевания западных тюрков и кончины их правителя Ашина Хелу в 658 г. н. э., после чего они стали вассалами китайцев[14][17].
В этот период ихшиды и другие центральноазиатские коммуны неоднократно обращались к Китаю за военной помощью, но эти просьбы, как правило, встречались пустыми обещаниями, так как китайская армия во главе с генералом Гао Сяньчжи была занята войной против Тибета[18].
Линия сохранилась до времён Аббасидов, хотя к тому времени её местонахождение находилось в Истихане[2]. Правителей Ферганского княжества также называли «ихшидами».
Среди наиболее заметных и энергичных из согдийских царей был Гурек, который в 710 году сверг своего предшественника Тархуна и в течение почти тридцати лет, путём изменчивых союзов, сумел сохранить шаткую автономию между расширяющимся Омейядским халифатом и Тюргешским каганатом[19].
Известно, что в 718 году Гурек отправил посольство к китайскому двору с просьбой о поддержке против арабов, но в военной помощи было отказано, вероятно, из-за огромных затрат и расстояний[20][21]:
Тогда король Гурек не смог победить в войне с арабами. Он пришёл просить о помощи, но император отказал.
В отместку арабский наместник, возможно, назначил Деваштича, правителя близлежащего Пенджикента, правителем Самарканда, чтобы заменить Гурека[20]. Некоторые монеты Самарканда, возможно, были выпущены Деваштичем и могут соответствовать этому периоду[20]. Власть арабов в регионе продолжала расти, поскольку они победили восстание Деваштича в 722 г. н. э.[14]
Правление последнего правителя ихшидов Тургара, кажется, пережило период относительного процветания под довольно благосклонным наблюдением мусульманского губернатора Омейядов Насра ибн Сайяра. Так продолжалось до восстания Абу Муслима и установления Аббасидского халифата в 750 г. н. э., после чего согдийцам пришлось принять ислам[23].
Тургар отправил посольство в Китай в 750 г. н. э., вероятно, прося поддержки[24]. Надежда на китайскую поддержку ихшидов вскоре испарились после их стратегического поражения от арабов в битве при Таласе и роспуска протектората Аньси в 751 г. н. э.[14] Во время внутреннего восстания Ань Лушаня в 755 г. н. э. китайцам пришлось вывести все свои оставшиеся силы из Средней Азии, лишив ихшидов какой-либо дипломатической поддержки против арабов[18].
Тургар, вероятно, был свергнут примерно в 755—757 годах нашей эры и прекратил чеканку монет[24]. Монеты арабо-согдийского стиля теперь чеканились в Самарканде от имени правителя Хорасана Абу Дауда Халида ибн Ибрагима[24]. Единственное согдийское сопротивление теперь принимало форму внутренних социальных или религиозных восстаний в рамках Арабского халифата[18].
Правитель | Правление | Чеканка монет | Легенды монет[20][25] | Китайское имя | Транскрипция |
---|---|---|---|---|---|
Шишпир | 642-655 гг. н. э. | 沙瑟毕 | Шасеби[26] | ||
Вархуман | 655-696 гг. н. э. | <(ʾ)βrγwmʾn MLKA>
/(ə)warxumān xšēδ/ |
拂呼缦 | Фухуман[27][28] | |
Урк Вартрамук | 675-696 гг. н. э. | <ʾwrk wrtrmwk MLKA>
/Urk Wartramuk xšēδ/ |
|||
Тукаспадак | 696-698 гг. н. э. | <twkʾspʾδk MLKA>
/Tōkəspāδak xšēδ/ /Tōkəspāδē xšēδ/ |
笃娑钵提 | Дусаботе[27][28] | |
Мастан-Навиан (Мастич-Унаш) | 698-700 гг. н. э. | <mʾstn-nʾwyʾn MLKA>
<mʾstc ʾwnš MLKA> /Mastič Unaš xšēδ/ |
泥涅师师 | Ниниешиши[27][28][5] | |
Тархун | 700-710 гг. н. э. | <trγwn MLKA>
/Tarxūn xšēδ/ |
突昏 | Тухун[27][28] | |
Гурек | 710-738 гг. н. э. | <ʾwγrk MLKA>
/Uγrak xšēδ/ |
乌勒伽和 | Велекахе[27] | |
Тургар | 738-755 гг. н. э. | <twrγʾr MLKA>
/Turγar xšēδ/ |
咄曷 | Душе[27] |
Ихшиды выпускают в основном медные монеты китайского образца (типа Кайюань Тунбао, круглые с квадратным отверстием в центре), с легендами на арамейском и согдийском языках с указанием имени и титула правителя[29]. В арамейской легенде используется титул МЛКА «царь», в согдийской легенде используется титул xšēδ (ихшид, «правитель»)[29]. Ихшиды также выпустили несколько серебряных монет сасанидского образца с ликом правителя на аверсе и жертвенником огня на реверсе[20][25]. Гуннская Y-образная тамга эфталитов () появляется на реверсе этих монет[3]. Второй символ (справа) — трискелион, символ Кеша, откуда произошёл Шишпир, основатель ихшидов[3].
Чеканка Вархумана, согдийского ихшида. Около 650-675 гг. н. э.
Арабские авторы сообщают, что этот титул также использовался правителем Ферганы в тот же период: Ибн аль-Асир сообщает, что именно ихшид Ферганы призвал китайцев на помощь против арабов, что привело к битве при Таласе[2].
Престиж титула в Средней Азии оставался высоким вплоть до X века, когда его принял тюркский полководец и правитель Египта Мухаммед ибн Тугдж, дед которого был выходцем из Ферганы. После его титула недолговечная династия, основанная Мухаммедом аль-Ихшидом, известна как династия Ихшидидов[2][30].
В сносках к статье найдены неработоспособные вики-ссылки. |
Ихшиды Согда.