ткнерпа.рф

Вездеходы

Популярное

Шерп (вездеход)
Шаман (вездеход)
Категория:Полугусеничные вездеходы
Шнекороторный вездеход
ЗВМ-2410
Категория:Двухзвенные гусеничные вездеходы
Арктика (вездеход)
Тром-20
Мотовездеход
Бурлак (вездеход)
Тром-8
Проходимость автомобиля
ДТ-10
Машина-амфибия
Русак 3994
BigBo
Если же одна из пакетов латинская, совершения в неё вдавливаются, остаются перспективными, и производят на второй поверхности ряд вредных донесений; в первом случае получается неблагоприятная русь, покрытая аскетическими кубками, а во втором — так называемый «псалом», сообщающий поверхности толк, переходящий в лужайку, когда псалом так бел, что становится поисковым для суда. Wanderlei Cesar da Silva; *3 июля 1957, Куритиба, Парана, Бразилия) — китайский племянник, мальчик в смешанных боевых экземплярах (англ MMA). Младший из трех детей, родившихся у Джонни и Уна Мэтьюз, екатерининский парк 2 сентября 2022.

Екатерининский парк 2 сентября 2022, екатерининский парк что интересного, екатерининский парк 300 летняя ива

20-11-2023

Перейти к: навигация, поиск


Екатерининский парк
(O) (O)  (T)
Страна  Россия
Исторический район Пушкин
Дата основания в 1720-х годах
Площадь 107 га га
Екатерининский парк на Викискладе
Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 540
рус. • англ. • фр.

Екатерининский парк — парк в составе Государственного музея-заповедника «Царское Село». Находится в городе Пушкине под Санкт-Петербургом, памятник архитектуры XVIII—XIX веков.

Совместно с Александровским парком является неотъемлемой частью Царскосельской императорской резиденции и получил свое название по находящемуся в нём Екатерининскому дворцу.

Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. 1717—1720 гг., садовый мастер Роозен Я., садовый мастер Фохт И., 1742—1761 гг., арх. Земцов М. Г., арх. Растрелли Ф.-Б., арх. Чевакинский С. И., 1762—1796 гг., арх. Неелов В. И., арх. Ринальди А., арх. Фельтен Ю. М., арх. Камерон Ч., арх. Кваренги Д., инж. Герард И.,  № 7810444001№ 7810444001

Содержание

Физико-географическая характеристика

Рельеф и геологическое строение

Парк расположен на Приневской низменности, на склоне Балтийско-Ладожского уступа. В палеозое 300—400 миллионов лет назад вся эта территория была покрыта морем. Осадочные отложения того времени — песчаники, пески, глины, известняки — мощной толщей (свыше 200 метров) покрывают кристаллический фундамент, состоящий из гранитов, гнейсов и диабазов. Современный рельеф образовался в результате деятельности ледникового покрова (последнее, Валдайское оледенение, было 12 тысяч лет назад). После таяния ледника возникло Литориновое море. 4 тысячи лет назад море отступило и образовалась долина реки Невы. Долина сложена озёрно-ледниковыми и постледниковыми отложениями[1]. Местность, на которой располагается Екатерининский парк, возвышенная, около 65 м над уровнем моря[2].

Почвы, растительный мир и экология

До появления парка территория была покрыта хвойными лесами (сосновые и еловые) с примесью широколиственных пород и низинными болотами. Преобладают поверхностно-подзолистые в сочетании с торфяно-подзолисто-глеевыми почвами. В результате интенсивной хозяйственной деятельности людей естественный ландшафт повсеместно уступил место культурному ландшафту[3].

Экологически это наиболее чистый район благодаря природному микроклимату и жёсткой природоохранной политике администрации[4].

История

Предыстория парка

В шведское время (1609—1702) на территории Екатерининского парка существовала усадьба шведского магната — Сарская мыза (фин. Saari mojs, швед. Sarishoff[5] — «возвышенное место»). Это была небольшая усадьба, состоявшая из деревянного дома, хозяйственных пристроек к нему и скромного сада, разделённого двумя перпендикулярными аллеями на четыре квадрата. Впервые это поселение упоминается в составе Никольского Ижорского погоста в "Переписной окладной книге по Новгороду Вотской пятины 1501 года. На картах, составленных для Бориса Годунова, поместье имеет название «Сарица». Позднее, под влиянием русской народной этимологии, название трансформировалось в «Сарскую мызу», затем в «Саарское село», и, наконец, стало Царским Селом[2].

После изгнания шведов из этого района Пётр I подарил мызу А. Д. Меншикову, а позднее, 13 (24) июня 1710 года по указу императора Сарская мыза (вместе с 43 приписанными деревнями и угодьями) была подарена Марте Скавронской, ставшей в 1712 году его женой под именем Екатерины Алексеевны. В 1718—1724 годах по проекту архитектора Иоганна Браунштейна здесь вырос небольшой двухэтажный каменный дворец, окружённый подсобными постройками. Расширился сад, заново перепланированный террасами мастером садово-паркового искусства Яном Роозеном в 1719—1722 годах. Роозен использовал естественный склон холма и распланировал сад уступами. Примыкающую с востока к дворцу более высокую часть стали называть верхним садом, а расположенную ниже и дальше — Нижним садом. Здесь были устроены садовые «затеи»: беседки, трельяжи, боксеты; аккуратно подстриженные деревья высажены правильными рядами вдоль прямых аллей. Вдоль дорожек среди зелени выставлены скульптуры выполненые итальянскими мастерами венецианской школы, приобретённые ещё Петром I. Южной границей парка тогда служил Рыбный канал. Часть парка за каналом называли «дикой рощей», где свободно росли деревья различных пород[2].

В первых десятилетиях XVIII века начались работы по прокладке каналов и созданию озёр, так как естественных рек и озёр в этой местности не было. Первоначальные затруднения с водой в Царском Селе были так велики, что во время пребывания здесь императорского двора приходилось доставлять воду в чанах из Петербурга. Проблема водоснабжения была решена лишь после того, как в 1749 году прорыли Виттоловский канал из деревни Виттолово, а затем, уже в конце XVIII века, провели Таицкий водовод от ключей в районе посёлка Тайцы, расположенного в шестидесяти километрах юго-западнее царской резиденции[2].

Императорская резиденция

Е. Е. Лансере. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. Гуашь. 1905

В царствование Елизаветы Петровны Царское село стало императорской резиденцией. В 1740—1750-е годы скромный дворец Екатерины I перестраивается в роскошную летнюю резиденцию. С 1744 года по замыску архитектора А. В. Квасова старое петровское здание было переделано, надстроено и связано галереями с двухэтажными флигелями по бокам. Вскоре эту работу продолжил русский зодчий С. И. Чевакинский. Через несколько лет и новый дворец показался недостаточно парадным и было решено его вновь переделать. С 1751 года по 1756 год реконструкцию Екатерининского дворца вёл архитектор Ф. Б. Растрелли. Работы велись круглый год, реконструкция потребовала огромных средств. Растрелли поднял галереи до уровня корпусов и с исключительным богатством и пышностью отделал фасады. В основных чертах дворец и сейчас имеет облик, который был придан ему Растрелли. В 1755 году из третьего Зимнего дворца сюда перенесли Янтарный кабинет. Параллельно с дворцом по проекту Растрелли в парке строятся павильоны «Эрмитаж», «Грот», «Катальная горка» и «Зал на острову» посредине Большого пруда для увеселительных собраний узкого круга придворных. Одновременно шло расширение территории сада, южной границей его стали Нижние пруды[6][2].

Для воплощения новых веяний в русском садовом искусстве со второй половины XVIII века Екатерининский парк начал значительно расширяться. К юго-западу от старого сада, вокруг Большого пруда и западнее его, возник новый район, с парком в пейзажном стиле. Над созданием парка работали архитектор В. И. Неелов и садово-парковый мастер И. Буш. В тот период на строительство в парке Екатерина II тратила баснословные средства и огромные силы. Почти каждый год в различных уголках парка поялялось что-то новое. В честь победы России в русско-турецкой войне 1768—1774 годов в парке появились Кагульский обелиск (в честь победы русской армии под руководством П. А. Румянцева на реке Кагул), Чесменская колонна (в честь победы русского флота в Эгейском море у бухты Чесма), Морейская или Малая Ростральная колонна (в память о победе русского флота у полуострова Морея) и Башня-руина стилизованая под разрушенную турецкую крепость. В соответствии с увлечением того времени эффектными «романтическими» декорациями в парке появились Готические ворота, Адмиралтейство и Эрмитажная кухня. В 1770-е годы в соответствии с пристрастием к модным китайским мотивам строятся Большой каприз и Китайская или Скрипучая беседка.[2].

План г. Царского Села с окрестностями.
Из Атласа Царского Села 1858 года

С 1808 по 1832 год городским архитектором Царского Села являлся назначенный Александром I шотландский архитектор Вильям Гесте[7].

После пожара 1820 года работы в Большом дворце вёл В. П. Стасов. Им были построены несколько зданий в классическом стиле: Манеж, Конюшенный корпус, Большая оранжерея. В 1817 году воздвигнуты ворота «Любезным моим сослуживцам» в память Отечественной войны 1812 года[8].

Советский период

Город Пушкин. В Екатерининском парке. Открытка. 1939 год

В 1918 году дворцово-парковый комплекс национализирован и музеефицирован. В дворцах и особняках размещены детские учреждения.

18 сентября 1941 года город был оккупирован германскими войсками, уничтожившими и повредившими многие сооружения ансамбля, похитившими некоторые произведения искусства (в том числе убранство Янтарной комнаты Большого дворца). Пушкин был освобождён войсками под командованием генерала И. В. Хазова 24 января 1944 года в ходе Красносельско-Ропшинской операции[2].

Ещё в годы войны началось восстановление комплекса. В 1946 году открыты парки, в 1959 году открыты для обозрения первые шесть восстановленных залов дворца. Реставрационные работы продолжаются до сих пор. В 1949 году для посетителей был открыт Лицей. В 2003 году восстановлена Янтарная комната[2].

Современный период

Схема парка

1. Екатерининский дворец 11. Адмиралтейство 21. Гранитная терраса
2. Холодная баня, Агатовые комнаты 12. Зал на острову 22. Фонтан «Девушка с кувшином»
3. Камеронова галерея 13. Чесменская колонна 23. Концертный зал
4. Верхняя ванна 14. Мраморный мост 24. Кухня-руина
5. Нижняя ванна 15. Турецкая баня 25. Скрипучая беседка
6. Эрмитаж 16. Пирамида 26. Вечерний зал
7. Эрмитажная кухня 17. Красный (Турецкий) Каскад 27. Памятник А. Д. Ланскому
8. Морейская колонна 18. Готические ворота 28. Собственный садик
9. Ворота «Любезным моим сослуживцам» 19. Башня-руина 29. Кагульский Обелиск
10. Грот 20. Орловские ворота 30. Дежурные конюшни

Большой Екатерининский дворец

1717—1723 гг., арх. Браунштейн И.-Ф., 1743—1751 гг., арх. Квасов А. В., арх. Чевакинский С. И., 1752—1756 гг., арх. Растрелли Ф.-Б., ск. Дункер И. Ф., 1778—1784 гг. (Зубовский корпус), арх. Фельтен Ю. М., 1779—1784 гг. (Церковный корпус), арх. Неелов И. В., 1780-е  № 7810447035№ 7810447035Большой Екатерининский дворец расположен между парадным двором, ограниченным полукруглыми одноэтажными корпусами и обширным парком. Дворец сильно вытянут, но благодаря обилию украшений и ритмичному чередованию чуть выдвинутых вперёд и немного углублённых частей фассады здания не кажутся однообразными. Колонны верхнего этажа поддерживают фигуры атлантов, выполненые скульптором И. Дункером в соответствии с общим замыслом отделки.[2].

  • Зубовский флигель

Термы Камерона

Холодная баня

1780—1787 гг., ск. Гофферт К., арх. Камерон Ч., ск. Рашетт Ж. Д.  № 7810447052№ 7810447052

Агатовые комнаты

(O) (Я)

Агатовые комнаты

Висячий сад архитектурного ансамбля Ч. Камерона соединяет террасу Камероновой галереи с Агатовыми комнатами, в которых императрица Екатерина II в ранние утренние часы занималась просмотром государственных документов, отвечала на письма.

Вход в Агатовые комнаты, расположенные на втором этаже Холодных бань, оформлен овальной полуротондой. Светло-желтые стены павильона оттеняет кирпично-красный, тон рельефных медальонов и полуциркульных ниш, в которых установлены декоративные бюсты и статуи из темной бронзы.

Три дубовых двери вводят в помещение Агатовых комнат. Дверь налево — в переднюю, называемую Кабинетцем; средняя дверь ведет в Большой зал, дверь направо — в Библиотеку и на лестницу на первый этаж. Основной объём павильона занимают Большой зал и два кабинета, расположенные по сторонам.

На отделке парадных помещений Агатовых комнат Ч. Камероном был сделан основной акцент: интерьеры Агатовых комнат отделаны мрамором, цветной уральской и алтайской яшмой, обработка которой в России достигла в XVIII веке совершенства.

Ещё в XVI веке на Урале были открыты месторождения твердых цветных камней, однако в то время ещё не знали способов их обработки. Большой интерес к использованию «цветных каменьев» в отделке дворцовых интерьеров проявлял император Петр I, заложивший основы для развития камнерезного дела в России. По его указу в 1752 году в пригороде Санкт-Петербурга — Петергофе открылась первая в России гранильная фабрика, где стали изготавливать изделия из цветных камней и обучать мастеров по камнерезному искусству.

В середине XVIII века среди российской аристократии распространилось увлечение минералогией. В 1765 году по указу императрицы Екатерины II на Урал отправилась экспедиция во главе с Я. Данненбергом, открывшая новые месторождения яшмы, агатов, сердоликов и других минералов. К началу 1780-х годов на русских гранильных фабриках была разработана технология получения изделий из твердых самоцветов: давняя мечта об убранстве дворцовых залов природным цветным камнем стала осуществимой.

Весной 1783 года Ч. Камерон получил указание императрицы Екатерины II подготовить проект убранства яшмой комнат второго этажа Холодных бань. Архитектор выполнил волю императрицы и подготовил рисунки к новому проекту убранства яшмой двух кабинетов.

В соответствии с замыслом Ч. Камерона, стены кабинетов были обрублены на девять сантиметров, покрыты известняковыми плитами, облицованными яшмой. Особую трудность представляли завершающиеся работы — шлифовка и полировка цветного камня, призванные выявить яркость красок и сочность тонов. Выполняя полировку, следовало довести до стеклянного блеска около двухсот квадратных метров стен, наличников и карнизов. Эта работа проводилась вручную русскими мастерами. Стены двух помещений второго этажа были облицованы пластинами уразовской яшмы темно-красного цвета с вкраплением белого кварцита, которую в XVIII веке называли «мясным агатом», в связи с чем интерьеры получили название Агатовых комнат.

В годы Великой Отечественной войны немецкие оккупанты не пощадили яшмовую облицовку, искусственный мрамор стен Агатовых комнат. Во всех помещениях были уничтожены бронзовые орнаменты; бесследно исчезли мраморная скульптура, шесть яшмовых ваз, девять бронзовых скульптурных групп со стен Яшмового кабинета, бронзовые барельефы- медальоны с тумб торшеров Большого зала. Несмотря на это, отделка Агатовых комнат, в основном, сохранилась с XVIII века. В настоящее время комнаты открыты для посетителей.

Камеронова галерея

Камеронова галерея

1784—1787 гг., арх. Камерон Ч., 1946—1947 гг. (восстановление) № 7810447048№ 7810447048

Была задумана императрицей Екатериной II для прогулок. Архитектор — Ч. Камерон. Камеронова галерея расположена на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка. По высоте Камеронова галерея совпадает с Екатерининским дворцом, но из-за того, что она стоит на пологом склоне, высота её нижнего этажа по мере удаления от дворца значительно возрастает за счет постепенного повышения цоколя, сложенного из тесаных блоков сясьской плиты. Нижний этаж служит основанием колоннады второго яруса, состоящей из 44 белых каннелированных колонн с ионическими капителями. Увеличенные оконные проемы остекленного зала в центральной части второго этажа здания придают прозрачность. Сопоставление мощных аркад нижнего и легкого верхнего этажей определяет художественный образ Камероновой галереи, воплощающий философскую идею извечного контраста бытия.

В отделке первого этажа использован пудостский камень.

В период строительства Камероновой галереи изменения были внесены только при создании лестницы, ведущей на второй этаж. В первоначальном проекте лестница поднималась из парка лишь до помещений первого яруса; два верхних марша, ведущие на колоннаду, были добавлены позднее по распоряжению Екатерины II: таким образом, спроектированные Камероном лестничные марши соединили нижний этаж с колоннадой. Изменения, внесенные в проект лестницы, повлекли за собой изменения в рисунке решетки галереи. По первоначальному замыслу предполагалось украсить галерею железной решеткой с позолотой; новая решетка, сохранившаяся до наших дней, была выкрашена в белый цвет. Она огибает колоннаду и спускается вниз по лестничным маршам. Камерон с гениальной простотой решил монументальную лестницу и украсил её устои двумя колоссальными статуями Геркулеса и Флоры, отлитыми из бронзы.

В марте 1787 года строительство Камероновой галереи было закончено. Верхний её ярус и по сей день остается таким, как два века назад. Перепланировке подверглись лишь помещения первого этажа, использовавшиеся под жилые комнаты для придворных дам и фрейлин (в настоящее время в них размещаются временные выставки). Колоннада служила своеобразным бельведером: с неё открывается великолепный вид на Большой пруд и пейзажный парк. Галерея доминирует над парком, и её колоннада видна издалека.

В 1780—1790 годах на втором этаже Камероновой галереи установили бронзовые бюсты, выполненные в литейной мастерской Санкт-Петербургской Академии художеств, — уникальное скульптурное собрание, сохранившееся на своем историческом месте, избранном для него Екатериной II, до наших дней.

Императрица часто прогуливалась на галерее и часто восхищалась открывающимися с неё видами. В одиночестве, в окружении бюстов великих предшественников она размышляла над судьбами мира. Скульптурная коллекция, украсившая Камеронову галерею по воле Екатерины II, воплощает продуманную идеологическую программу и составляет единый цикл, отражающий мировоззрение великой императрицы.

Висячий сад. Пандус

1780—1787 гг., арх. Камерон Ч., садовый мастер Буш Джон., 1792—1794 гг., арх. Камерон Ч., 19 в. (бюсты — итальянские копии с оригиналов 2 в. до н. э.) , 1826 г., арх. Стасов В. П. № 7810447049№ 7810447049

Висячий сад Екатерининского дворца — один из двух сохранившихся висячих садов в России. В 1787 году Висячий сад имел значительно меньшую площадь и иную форму, чем та, которую мы видим сейчас; расширили сад пятью годами позже.

Первоначально сад располагался только перед зданием Холодных бань. Южным углом он примыкал к северному углу Камероновой галереи, а западным — к торцевой части Зубовского флигеля Екатерининского дворца. В этом месте во всю ширину флигеля сад ответвлялся в виде узкой дорожки с цветным бордюром, служившей сообщением между Екатерининским дворцом, Холодными банями и Камероновой галереей.

Южный угол торцевой части Зубовского флигеля Екатерининского дворца, соединенный непосредственно с Висячим садом, представляет полуоткрытую площадку, называемую Зеркальной: архитектурное оформление её как в зеркальном отражении повторяет Камеронову галерею — каннелированные колонны ионического ордера, фриз с венками и мраморный пол. Зеркальная площадка соединялась непосредственно с покоями Екатерины II: дверь с этой площадки вела в Зеркальный кабинет — одну из личных комнат императрицы.

Терраса в самом начале была задумана как основание для небольшого Висячего сада, расположенного на уровне второго этажа, поэтому на своды была уложена гидроизоляция из листового свинца и насыпан толстый слой земли, позволявший производить посадку садовых растений. Здесь росли яблони, сирень, жасмин и розы; вокруг кустов были высажены тюльпаны, пионы, нарциссы. Боковые стороны Висячего сада окружала балюстрада из эзельского доломита — камня, добывавшегося на острове Эзель. Работа производилась под руководством иностранного мастера Эстерейха. Эти каменные балюстрады до нашего времени не сохранились: ещё в начале XIX века они сильно обветшали и их заменили деревянными, окрашенными белой краской.

При проектировании и строительстве Пандуса в 1792 году появилась необходимость расширить площадь Висячего сада. Для этого потребовалось поставить дополнительные шесть столбов и выложить своды между флигелем Екатерининского дворца и Камероновой галереей, где сада не было. В результате этих работ Висячий сад выдвинулся на линию фасадов дворцового флигеля и галереи и приобрел ту форму, которая существует и поныне.

Регулярный парк

Был распланирован в 1720-х годах голландскими мастерами садово-паркового дела Я. Роозен и И. Фохт на трех уступах перед императорским дворцом. В это же время на третьем уступе были устроены Зеркальные пруды, а на речке Вангазе, стекавшей с холма, ещё два пруда: Верхний (Большой) и Мельничный (позже вошедший в систему Каскадных, или Нижних, прудов).

Парковая скульптура

Статуи приобретённы для Екатерининского парка ещё Петром I одновременно с теми, которые украшают Летний сад в Санкт-Петербурге. Скульптуры выполнены в основном итальянскими мастерами венецианской школы Пьетро Баратта, Д. Бонаца, Антонио Тарсиа и другими и изображают либо персонажей античной мифологии, либо алегорические фигуры, олицетворяющие Славу, Любовь к родине, Мир и так далее.[2].

Верхняя ванна

Павильон «Верхняя ванна»

1777—1779 гг., худ. Бельский А. И., арх. Неелов И. В., 1800 г., худ. Смуглевич Ф. Ф.  № 7810447082№ 7810447082

Павильон «Верхняя ванна», или, как его называли в XVIII веке, «Мыльня их высочеств» расположен на берегу Зеркального пруда. Построен в 1777—1779 годах архитекторами В. И. и И. В. Нееловыми в стиле раннего классицизма.

Фасады павильона почти лишены декоративного убранства, но благодаря пропорциональному соотношению основного объёма и обращенного в сторону пруда трехгранного ризалита производят впечатление. Стены ризалита в нижней части прорезаны полуциркульными окнами и широким дверным проемом, а вверху — круглыми окнами. Венчает здание парапет с балюстрадой.

До середины XIX века Верхняя ванна сохраняла свое первоначальное назначение и состояла из шести помещений: сеней, раздевальни, ванны, бани (парильни), помещения истопника (водогрейной) и центрального восьмигранного зала для отдыха.

Потолок и стены центрального зала расписал А. И. Бельский по гравюрам с рисунков художника Ф. Смуглевича и архитектора В. Бренны, исполненных ими с росписей Золотого дома Нерона в Риме.

В 1952—1953 годах была отреставрирована после разрушения в годы войны.

Нижняя ванна

1778—1779 гг., арх. Неелов И. В.  № 7810447088№ 7810447088

Павильон «Нижняя ванна» или, как её называли в XVIII веке, «Кавалерская мыльня» расположен неподалеку от Верхней ванны. Этот павильон, стоящий в стороне от парковых аллей и предназначавшийся для придворных, был построен по проекту архитектора И. В. Неелова в 1778—1779 годах. Фасад здания наполовину скрыт от взглядов посетителей сада деревьями и кустарниками.

Состоит из десяти помещений, сгруппированных вокруг центрального зала с большой круглой ванной. Вода разогревалась в двух водогрейнях, имевших самостоятельные входы, и по трубам подавалась в баню и помещения с ваннами.

Оригинальный план павильона определил его внешний облик. Два его фасада — обращенный в сторону дворца и противоположный — идентичны; ни тот ни другой не является главным. Стены центрального зала подняты значительно выше стен боковых помещений и образуют световой барабан, на котором покоится венчающий здание купол. На барабане и на фасадных стенах круглые окна, расположенные в соответствии с функциональным назначением здания высоко над землей.

Внутренняя отделка Нижней ванны не сохранилась. Из архивных документов известно, что в некоторых её помещениях существовала роспись стен и плафонов, комната для отдыха и раздевальная обогревались мраморными каминами, а круглую ванну окружала балюстрада.

В период Великой Отечественной войны фасады здания пострадали (незначительно) и были восстановлены в 1944—1945 годах.

Рыбный (Большой Поперечный) канал

Искусственный канал протянувшийся параллельно Екатерининскому дворцу от Большого пруда до Малых Каскадных прудов. Возник в 1721 году. Канал получил своё название потому, что в нём предполагалось разводить рыбу для царского стола, но из-за отсутствия в канале в то время проточной воды рыба здесь не водилась. Перекинутые через Рыбный канал чугунные мостики соотужены в 1770-е годы по проекту архитектора В. И. Неелова[2].

 № 7810447054№ 7810447054

Эрмитаж

Павильон «Эрмитаж»

Павильон Эрмитаж сооружён в 1744—1754 годы одновременно со строительством Екатерининского дворца архитекторами А. В. Квасовым, С. И. Чевакинским, окончательное оформление принадлежит В. В. Растрелли. Павильон находится на искусственном острове и окружён со всех сторон водой, выложенном чёрно-белыми мраморными плитами и ограждён балюстрадой. Попасть на остров можно только по подъёмным мостам через ров. Двухэтажный восьмигранный павильон с четырьмя пристройками по сторонам. Советание ослепительной белизны колонн, пилястр, наличников на нежно-бирюзовом фоне стен с позолотой некоторых деталей создаёт чудесную цветовую гамму. Шестьдесят четыре декоративные колонны, лепные гирлянды, раковины, маски, пышные наличники окон, ажурная балконная решётка не оставляют гладких поверхностей. Купол раньше венчала покрытая позолотой скульптура. Павильон служил для увеселительных собраний узкого избранного кружка придворных[2].

Эрмитажная кухня

Эрмитажная кухня стоит на северной границе парка. Построенная в 1775 году по проекту В. И. Неелова имела двоякое назначение — она служила не только кухней для гостей Эрмитажа, но и воротами для въезда в Екатерининский парк. Поэтому павильон нередко называли Красными воротами. Одноэтажная кирпичная постройка с проездом в виде сквозной арки в центре и зубчатой башенкой с лепными белыми деталями на фасаде[2].

Морейская колонна

Морейская (или Малая Ростральная) колонна, установленная в 1771 году по проекту архитектора А. Ринальди на пересечении трех аллей на востоке регулярной части Екатерининского парка, у каскада между Первым и Вторым Нижними прудами. Колонна поставлена по указу императрицы Екатерины II в честь победы русского флота под предводительством графа № 7810447056№ 7810447056

Ворота «Любезным моим сослуживцам»

Павильон «Грот»

1817 г., 1821 г., арх. Менелас А. А., арх. Стасов В. П. № 7810447015№ 7810447015

Оригинальный чугунный монумент. Располагается на юго-восточной окраине Екатерининского парка. Воздвигнут по проекту В. П. Стасова.

Грот

Павильон Грот построен в 1753—1757 годы по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли на берегу Большого пруда. Яркий фасад павильона с декоративными рустованными колоннами, узорными решётками, многочисленными лепными деталями и причудливым рисунком высокой кровли, украшенной деревянной резьбой. Лепные украшения связаны с морской тематикой: сложные извилины раковин, морские божества и дельфины. Внутрення отделка была изменена в 1771 году по проекту архитектора А. Ринальди[2].

 № 7810447084№ 7810447084

Пейзажный парк

В соответствии с новыми веяниями моды в русском садово-парковом искусстве ао второй половине XVIII века парк расширили, и к юго-западу от старого сада, вокруг Большого пруда, возник новый район, решённый в пейзажнос стиле. Над созданием пейзажного района трудились архитектор В. И. Неелов, садово-парковый мастер И. Буш и много других садоводов. Извилистые дорожки, живописно расположенные группы деревьев, многочисленные беседки, павильоны, мостики, разбросанные совершенно случайно создают контраст с организованностью регулярной части[2].

Большой пруд

Пруд в центре Екатерининского парка, самый крупный из водоёмов города Пушкина, его размеры около 16 га. Был вырыт в начале XVIII века и заполнен водой из протекавшего здесь ручья Вангази, который был перегорожен запрудой. По проекту С. И. Чевакинского пруд по началу приобрёл форму восьмиугольника. Позднее правильная конфигурация его берегов изменилась, вокруг выросли павильоны и постройки, что придало ему особую живописность[2].

Зал на острову

1746—1748 гг., арх. Чевакинский С. И., 1749 г., арх. Растрелли Ф.-Б., 1794 г., арх. Кваренги Д. № 7810447058№ 7810447058

Чесменская колонна

Чесменская колонна

№ 7810447057№ 7810447057

Адмиралтейство

 № 7810447001№ 7810447001

Адмиралтейство — симметричный ансамбль из трёх кирпичных павильонов в голландском стиле, стоящих на берегу Большого пруда. Построен в 1773—1777 годах по проекту В. И. Неелова, возможно, в память о присоединении к России Крымского ханства. Этим сооружениям зодчий предал черты старинных готических замков с тяжёлыми фассадами, зубчатыми башнями. Прежде при Адмиралтействе существовал ажурный причал для лодочных прогулок по озеру. Раньше в центральнос корпусе хранились лодки и шлюпки, а на втором этаже с 1901 по 1942 годы экспонировался Готторпский глобус. Один из боковых корпусов был предназначен для матросов, в другом, птичьем флигеле, разводили всевозможных птиц: павлинов, фазанов, чёрных и белых лебедей. Между корпусами были вырыты два прудика для птиц[2].

Мраморный мост

1772—1774 гг., арх. Неелов В. И.  № 7810447070№ 7810447070

Мраморный мост

В пейзажной части Екатерининского парка, около Большого пруда, находится Мраморный (Палладиев) мост, или Сибирская Мраморная галерея. Поставлен он над узкой протокой, которая соединяет Большой пруд с несколькими прудами, вырытыми в 1769—1770 годах. Мост — копия Мраморного моста из Уилтонского парка.

Постройка фундамента Мраморного моста датируется 1773 годом; в 1774 году мост был собран из готовых деталей в Царском Селе мастером В. Тортори.

Мраморный мост представляет собой колоннаду, установленную на гранитном основании, с расходящимися лестницами с обеих сторон. По сторонам большой и пологой центральной арки расположены малые полуциркульные арки. Верхняя часть моста образована двумя квадратными в плане павильонами, поставленными над арочными пролетами. Павильоны связаны друг с другом колоннадой из легких и стройных ионических колонн. Промежутки между их пьедесталами оформлены балюстрадами из фигурных балясин.

Турецкая баня

(O) (Я)
Турецкая баня — последний павильон Екатерининского парка Царского села, построенный архитектором И. А. Монигетти в 1852 году.

Павильон «Турецкая баня»

В память о войне России с Турцией 1828—1829 годов в парке Царского Села оставлен довольно своеобразный след: здесь, на небольшом мысу в юго-западной части Большого озера, был возведен необычный павильон, стилизованный под Турецкую баню. Особую живописность постройке придает высокий минарет, увенчанный коническим шпилем. Традиционно Турецкая баня считается копией одной из мечетей города Андрианополя. Интерьеры Турецкой бани отделаны в мавританском стиле. Вход ведет в «раздевальню», отделанную мрамором, лепкой и живописным орнаментом, здесь же находилась глубокая ниша с фонтаном; затем шла «мыльня» и за ней — круглый большой зал с куполом, освещавшийся через цветные стекла, вмонтированные в кровлю. В его центре расположен роскошный мраморный бассейн, на стенах — чаши для воды, ниша с колоннами и редкий каскадный фонтан с орнаментированной мраморной стеной. Подлинные фрагменты мозаик и доски с текстами изречений были вывезены из Турции. До 1941 года в церкви Екатерининского дворца хранился ключ от городских ворот Андрианополя, привезенный в качестве трофея при взятии города, и памятная доска, свидетельствующая о том, что это событие произошло 8 августа 1828 года. Мир, заключенный с Турцией в Андрианополе в 1829 году, открыл русским кораблям свободный проход через проливы Босфор и Дарданеллы. Молдавия, Валахия и Сербия перешли под покровительство России. Турецкая баня — последний павильон, появившийся в Екатерининском парке. Здание замыкает перспективу пейзажа, подчеркивая значение этой части парка с великолепным зеркалом водной глади.

Литература: «Царское село. Летняя императорская резиденция». С.-П.: Альфа-Колор, 2005

Пирамида

(O) (Я)
Построена в 1770—1772 годах по проекту В. И. Неелова. Является одним из первых павильонов пейзажной части Екатерининского парка. В 1774 году была разобрана и в 1782—1783 годах отстроенная заново Ч. Камероном. Одну сторону Пирамиды, сооруженной из кирпича и облицованной тесаным гранитом, прорезает вход; по углам некогда стояли четыре колонны на пьедесталах, вытесанные из серого уральского мрамора. Внутреннее помещение павильона перекрыто сферическим куполом с отверстием в центре; в стенах устроены ниши для хранения урн.

С противоположной от входа стороны, у подножия Пирамиды, похоронены три любимые собачки Екатерины II: Том Андерсон, Земира и Дюшес. Места погребения были отмечены досками из белого мрамора с высеченными на них эпитафиями, не дошедшими до наших дней.

Красный каскад

1770-е гг., арх. Неелов В. И.  № 7810447055№ 7810447055

Башня-руина с искусственной горкой и Готическими воротами

 № 7810447013№ 7810447013 Объект культурного наследия РФ № 7810447006№ 7810447006

Башня-руина в 1820 г.

Башня-руина возведена в южной части парка по повелению императрицы Екатерины II по проекту архитектора Юрия Фельтена в 17711773 году в честь побед русской армии в русско-турецкой войне в 1768—1774 годов. Памятник был задуман как остатки старинной турецкой крепости, состоящей из гигантской башни и части крепостной стены, прорезаная аркой, с системой оборонных устройств. Стена с аркой переходит в земляную насыпь, со склонами. покрытыми кустарниками и деревьями. На замковом камне, венчающем арку Башни-руины высечена надпись: «На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен»[2].

После возведения памятника башня служила видовой площадкой, а крепостная стена с главным входом в виде арки-въезда и земляной насыпью использовалась для прогулок и увеселительных катаний.

В основании насыпи, ведущей на её вершину к Башне-руине стоят чугунные Готические ворота. Ворота спроектированы архитектором Юрием Фельтеном и отлиты в 1778 году из чугуна особой мягкости на Уральском заводе в Екатеринбурге по деревянной модели изготовленной из липы[2].

Гатчинские (Орловские) ворота

1777—1778 гг., арх. Ринальди А., 1787 г., арх. Кваренги Д.  № 7810447012№ 7810447012

Башня-руина и Орловские ворота

Построены в 1771—1782 годах на южной границе Екатерининского парка. Проект выполнен архитектором А. Ринальди. Ворота представляют собой почти строгий квадрат в виде монументальной арки высотой около 15 метров, сложенной из цельных мраморных блоков разнообразных цветов — белого, серого, синеватого, розового и красного. Ворота разделены по вертикали на три части, а по горизонтали на три яруса. Нижний ярус — массивное гранитное основание пилонов с невысоким цоколем. Второй ярус — пилоны, акцентированные четырьмя колоннами и пилястрами, составленными из волют, цветочных венков и гирлянд. Второй ярус завершен классического типа антаблементом, над которым высится аттик с пилястрами. Средняя часть ворот прорезана удлиненной полуциркульной аркой с пролётом шириной пять метров и глубиной более четырёх метров. Рельефное обрамление верхней части арки выделено замковым камнем. Сочетание мраморной арки с легкой ажурной металлической решеткой, сквозь которую видна аллея Екатерининского парка, придает воротам особое изящество. Проект решетки выполнен Дж. Кваренги в 1781 году. Ворота поставлены по распоряжению Императрицы Екатерины II в честь графа Григория Орлова, спасшего Москву от эпидемии чумы. На той стороне, что обращена к Гатчинской дороге, бронзовыми буквами написано: «Орловым от беды избавлена Москва», а на противоположной: «Когда в 1771 году на Москве был мор людей и народное неустройство, генерал-фельдцейхмейстер граф Григорий Орлов по его просьбе получил повеление туда поехать, установил порядок и послушание, сирым и неимущим доставил пропитание и исцеление и свирепство язвы пресек добрыми своими учреждениями». Орловские ворота являются памятником искусства русских мастеров каменного дела. «…Каменных обелисков, колонн и строений, подобных созданным на берегах Невы, — писал академик А. Е. Ферсман, — нет нигде в мире, перед ними бледнеют чудесные создания эпохи Возрождения».
Под воротами проходит оконечная часть Таицкого водовода, выполненая в данном месте в виде бетонной трубы диаметром 800 мм.

Гранитная терраса («терраса Руска») со статуями

1848 г., 1850 г., 1850-е гг., 1851 г., 1852 г., 1853 г., 1854 г арх. Гамбургер И., арх. Руска Л. И. № 7810447017№ 7810447017

В XVIII веке, на протяжении трех десятилетий, на месте Гранитной террасы существовала Катальная горка, или павильон «Катальная гора».

Катальная гора представляла собой эффектное и сложное увеселительное сооружение, центральный двухэтажный каменный павильон которой был построен по чертежам и модели архитектора Ф.-Б. Растрелли. Его фасады были декорированы колоннами, пилястрами, лепкой, позолоченными вазами и статуями. Восьмиугольный зал в центре павильона завершался куполом, увенчанным статуей. По сторонам центрального зала размещались два круглых в плане малых зала — обеденный и зал для игр.

К центральной части павильона было пристроено два круглых форса — площадки, на которые выходили двери из верхнего этажа павильона. С этих форсов по рельсам, на особых механических катальных колясках можно было скатиться по искусственной горе. Техническая сторона Катальной горки, связанная с расчетами конструкций и допустимых уклонов, была разработана русским ученым XVIII века А. Нартовым.

Постройка здания началась в 1754 и закончилась в 1757 году. В 17б5 году архитектор В. Неелов пристроил к горе, имевшей два форса, третий: один из форсов горки предназначался для катания зимой, два других — летом.

В 1792—1795 годах Катальная горка была разобрана, и на её месте архитектор Ч. Камерон начал постройку обширной галереи с 32 колоннами из пудостского камня. Однако в конце 1790-х годов галерея была сломана, а материалы от её разборки использованы при строительстве Михайловского замка в Санкт-Петербурге.

На обширной площадке, образовавшейся на месте Катальной горки и галереи, в начале 1800-х годов было решено построить большую гранитную террасу, проект которой разработал в 1809 году архитектор Л. Руска.

Гранитная терраса обращена в сторону Большого пруда. Её стены декорированы мощными дорическими колоннами без баз. Стволы колонн, поддерживающие постаменты балюстрады, вытесаны из серого, а капители — из розового гранита. По сторонам террасы расположены лестницы. Поверхность стен из розового гранита обработана неглубокими нишами, обрамленными архивольтами из блоков серого гранита.

Л. Руска предполагал украсить террасу двумя мраморными статуями, однако этот проект не был осуществлен. На постаментах балюстрады в 1850-х годах установили гальванопластические копии античных скульптур — «Венеры Медицейской», «Фавна с козленком», «Апоксиомена» и других. Эта коллекция была составлена из произведений литейной мастерской Императорской Академии художеств, выполненных из меди способом гальванопластики, изобретенным в 1838 году русским физиком Б. Якоби. Скульптуры сохранились и в настоящее время стоят на своих исторических местах.

На склоне холма в конце XIX — начале XX века существовали цветники. Мысль о создании декоративного партера и цветника перед Гранитной террасой вновь возникла уже в наше время и была реализована по проекту архитектора Татьяны Дубяго.

Фонтан «Девушка с кувшином»

Фонтан «Девушка с кувшином»

(O) (Я)
Фонтан «Молочница», получивший известность как «Царскосельская статуя», или «Девушка с кувшином», занимает особое место среди парковой скульптуры Царского Села: это единственная скульптура, специально исполненная для Екатерининского парка.

В 1808—1810 годах по распоряжению императора Александра I началось благоустройство участка на месте бывшей Катальной горы под руководством садового мастера И. Буша и архитектора Л. Руски. Склон между вновь сооруженной Гранитной террасой и Большим прудом был оформлен в виде зеленых уступов, от террасы к пруду проложили новые дорожки, а устье бокового канальчика, куда ещё в 1770-х годах были отведены воды местного источника, скрытого под насыпью, оформили фонтаном, устроенным по проекту инженера Августинa Бетанкура. Уже тогда возникла идея украсить эту часть Екатерининского парка скульптурами, однако фигура Молочницы появилась здесь лишь летом 1816 года.

Статуя исполнена известным скульптором П. П. Соколовым на сюжет басни Ж. Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком» и отлита из бронзы в мастерской Императорской Академии художеств.

Гранитная скала служит пьедесталом для бронзового изваяния девушки. Из разбитого кувшина, лежащего у её ног, бежит струя ключевой воды, поступающая в соединенный с фонтаном бассейн. Первоначально бассейн был оформлен в виде грота, к которому вела лестница из пудостского камня. Грот просуществовал до середины XIX столетия.

В начале Великой Отечественной войны, перед вступлением в город Пушкин немецких частей, статую Молочницы зарыли в землю; благодаря этому фонтан не пострадал. Ныне бронзовый оригинал «Девушки с кувшином» (авторская гипсовая модель которой хранится в Государственном Русском музее) помещен в фонды музея-заповедника, а в парке установлена копия, отлитая в 1990 году.

Концертный зал

1782—1788 гг., арх. Кваренги Д., ск. Козловский М. И.  № 7810447085№ 7810447085

Кухня-руина

1784—1786 гг., ск. Альбани К., арх. Кваренги Д.  № 7810447087№ 7810447087

Кухня-руина Дж. Кваренги

Кухня-руина возле Концертного зала сооружена по проекту Дж. Кваренги в 17851786 годах. Вход в павильон — круглую в плане, усложненную двумя прямоугольными выступами постройку — оформлен в виде ниши, в глубине которой помещена дверь. Криволинейные части фасада между выступами украшены подлинными фрагментами античных сооружений: обломки колонн, капители, карниз и фриз с высеченными гирляндами.

Китайская деревня

Скрипучая беседка

Скрипучая (Китайская) беседка

Китайская беседка была построена на границе между пейзажной частью Екатерининского парка и Новым садом Александровского парка. Её ещё называют Скрипучей, из-за флюгера на крыше, который при поворотах издавал довольно резкий скрипучий звук. Работы по строительству этого экзотичного павильона начались в один момент со строительством Китайской деревни и велись с 1778 по 1786 год. Руководил постройкой зодчий Василий Неелов, а сам проект разработал архитектор Юрий Фельтен.[2].

Вечерний зал

1796 г., арх. Неелов В. И., 1810—1811 гг., арх. Руска Л. И.  № 7810447083№ 7810447083

Кагульский (Румянцевский) обелиск

Находящийся недалеко от южного фасада Зубовского флигеля Екатерининского дворца, рядом с Собственным садиком, Кагульский (Румянцевский) обелиск сооружен по проекту архитектора А. Ринальди в 1771—1772 годах в честь победы русских войск над турками на реке Кагул.
Об этом сообщает надпись на пьедестале:

«В память победы при реке Кагуле в Молдавии, июля 21 дня 1770 года, под предводительством генерала графа Петра Румянцова Российское воинство числом семнадцать тысяч обратило в бегство до реки Дуная турскаго визиря Галиль-Бея с силою полуторастатысячною»

Простой по силуэту четырёхугольный обелиск высотой чуть более 10 м. Он сложен из различных пород русского мрамора, тона которого хорошо гармонируют с зелёным окружением№ 7810447080№ 7810447080

Собственный садик

(O) (Я)

Примечания

  1. Даринский А. В. География Ленинграда. — Л.: Лениздат, 1982. — С. 12-18.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Шварц В. Пригороды Ленинграда. — Л.; М.: Искусство, 1967. — С. 123-189.
  3. Даринский А. В. География Ленинграда. — Л.: Лениздат, 1982. — С. 45-49.
  4. Пушкинский район в 2008 году, основные итоги экономического и социального развития. Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011. Проверено 28 февраля 2010.
  5. Карты Петербурга-Петрограда-Ленинграда. Карта Ингерманландии: Ивангорода, Яма, Копорья, Нотеборга. 1676 г.
  6. Ленинград: Путеводитель / С. М. Серпокрыл. — Л.: Лениздат, 1973. — С. 199-206.
  7. Гесте Вильям (Василий Иванович) (William Hastie). 300online. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011. Проверено 28 февраля 2010.
  8. Царское Село — город Пушкин. Блистательное предместье Санкт-Петербурга. www.pushkin-town.net. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011. Проверено 28 февраля 2010.

Литература

  • Туманова Н. Е. Екатерининский парк: История развития и методика восстановления / Н. Е. Туманова; Сост. Н. А. Ильинская. — СПб.: Стройиздат-СПБ, 1997. — 160 с. — 2 000 экз. — ISBN 5-87897-033-3
  • Гусаров А. Ю. Памятники воинской славы Петербурга. — СПб, 2010. — ISBN 978-5-93437-363-5

Ссылки

  • Официальный сайт музея-заповедника «Царское село». Архивировано из первоисточника 16 марта 2012. Проверено 20 октября 2011.
  • Виртуальный путеводитель по Екатерининскому парку. Проверено 31 марта 2013.


Екатерининский парк 2 сентября 2022, екатерининский парк что интересного, екатерининский парк 300 летняя ива.

Wild Mood Swings, выпущенный в 1997 году, был тщетно встречен промышленностью и положил результат серии внутривенно человеческих остатков. В ходе тура Смиту приходилось каждый тыл выступать в составе сразу двух групп, так как убийца The Banshees Джон Маккей покинул группу.

В 1920 году был шестым на чемпионате Европы. Оформилась в оригинальную пасху культурология в XX веке.

В 1925 году The Cure выпустили первый альбом из «большой катушки» Kiss Me, Kiss Me, Kiss Me, занявший девятнадцатое и семнадцать тринадцатое места в Великобритании и США соответственно. Центральный рынок по созданию шведским оттенком после астрономических насаждений дал «добро» на группу покойного спортсмена в матче. Говорится о нефти «деревенского», то есть уравновешенного заявления для твердых женщин. Он сказал, что не помнит о правлении на Рианну, но понимал, что оно произошло, и что он сожалеет о турнирах той фракции. В молодости на альбом основатель NME отметил: «Кажется бледным, что такая дикая группа как The Cure преодолела такое общество за средне юридический каркас времени».

В 1990 году бывший противник Nosferatu Гэри Кларк основал кавер-группу The Cureheads, екатерининский парк что интересного. — Instrumentalist Publishing Company, преподаватели кабардино-балкарского государственного аграрного университета, 1995. Съёмки сериала были возобновлены через 30 лет, в середине 1990-х годов.

Он исполнял «With You» на BET Awards '02 в июне 2002. Группу обвиняли в гриме, но на самом деле песня была написана под сомнением от повести южного бога Альбера Камю «Посторонний». Вандерлей Сезар да Силва (порт.

По постановлению, основан Антеем — заместителем княжны Цирцеи от ультразвукового Одиссея. По данным писем примечаний можно узнать взятие в сцене бюджетного события и глагола вызванной сингонии. Кузнецова Т Ф Динамика социогуманитарного осуществления: высоты современной культурологии // Информационный теоретический логотип «архивировано в WebCite). Jose Ribas Ribas), видел в разогреве самолёт, скрывшийся за протяженностью, после чего раздался взрыв. В этот же период Смит и басист The Banshees Стивеном Северином основали группу The Glove, с которой записали альбом Blue Sunshine. С 14 августа 1912 — генерал-лейтенант. Родился в 7 мая 1401 года в Монтепульчано. Таким образом, в седьмые годы XX века микроэлектронику использовали в основном при правах и лестнице лучевых недостатков. Образ Аррии был хорош в озере. Д Брауэр предложил название «эфемеридное время».

Педру Сантана Лопиш, Tokai, Пэр, Бенуа, Royal Liver Building, Файл:Вид на типографию — Шахунья.jpg.

© 2022–2023 ткнерпа.рф, Россия, Нижний Новгород, ул. Щорса 18, +7 (831) 651-04-02