02-09-2023
|
|
Илья Репин | |
Дуэль. 1896 | |
Холст, масло. 52 × 104 см | |
Государственная Третьяковская галерея, Москва | |
«Дуэль» — картина русского художника Ильи Репина, написанная в 1896 году.
«Дуэль» написана И. Е. Репиным в белорусском имении «Здравнёво». Впервые была представлена публике на выставке «Опытов художественного творчества русских и иностранных художников, и учеников» в 1896 году. Там же и была приобретена П. М. Третьяковым и до сегодняшнего момента находится в его галерее в Москве. В 1899 году картина выставлялась на XXVII-й передвижной выставке. Так же была представлена на выставке «Товарищества передвижных художественных выставок» в мае 1900 года в Праге.
Первый вариант картины под названием «Простите!» экспонировался на Международной выставке 1897 г. в Венеции, где и была продана итальянке Кармен Тиранти в Ницце.
Также существует третий эскизный вариант «Дуэли» (1913), находящийся в частном собрании в Москве.
А. П. Ланговой в своих воспоминаниях рассказывает о том, как родился замысел этого произведения: «Картина эта была написана им под влиянием рассказа одного судебного деятеля о дуэли, дело о которой разбиралось в Тульском суде. Виновный обидчик на дуэли был смертельно ранен обиженным, но, умирая, он сознал свою неправоту и просил прощения у своего убийцы».[1]
На картине изображен финальный эпизод дуэли — события, последующие после выстрела. В одной части картины — группа товарищей, поддерживающих раненого, к которому неспешным шагом подходит врач. В другой — второй дуэлянт, сунув в карман пистолет, отвернулся и привычным движением закуривает папиросу.
В. Сизов в «Русских ведомостях» 1899 года отмечает:
Г. Репин выставил весьма небольшую картинку, но чрезвычайно интересную по сюжету и мастерски написанную: художник изобразил сцену дуэли у офицеров-однополчан, происходящую под давлением «суда чести» |
21 апреля 1899 года «Русское слово» пишет:
Сильное впечатление производит небольшая картина И. Е. Репина – «Дуэль». <. . .> Надо согласиться, что эта маленькая картинка красноречивее и убедительнее всевозможных статей, направленных против дуэлей |
9 мая 1899 года в «Московских ведомостях» сообщалось:
И. Е. Репин выставил не столько картину, сколько эскиз для картины «Дуэль». В самом деле, произведение это отличается какою-то небрежностью, недоделанностью, оставляющею нас совершенно холодными, несмотря на изображенную перед нами только совершившуюся кровавую драму |
Май 1900 года М. Иранека говорит, что картина
построена на прекрасных взаимоотношениях красок: серо-зеленой, серой и черно-голубой. По этой картине любой художник может поучиться понимать, что такое тончайшая колористическая гармония |
А. П. Ланговой вспоминал[1]:
«Я никогда не забуду того, что почувствовал, когда в мастерской у Репина увидал его замечательную картину «Дуэль» ... Художник с такой силой выразил переживания умирающего, его убийцы, секундантов, доктора, так светло было выражение умирающего, примиренного с своей совестью, что я не удержался и спросил Репина: «Ведь умирающий простил своего убийцу?» |
Работы Ильи Репина | |
---|---|
Славянские композиторы (1872) • Бурлаки на Волге (1872—1873) • Садко (1876) • Крестный ход в Курской губернии (1880—1883) • Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (1883—1885) • Не ждали (1884—1888) • Запорожцы (1880—1891) • Осенний букет (1892) • Дуэль (1896) • Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года (1903) |
Дуэль (Репин).