ткнерпа.рф

Вездеходы

Дух Женевы

10-05-2023

Руководители советской делегации на Женевской конференции 1955 года Никита Хрущёв и Николай Булганин. Индия, 1955

«Дух Женевы» (англ. The Spirit of Geneva, фр. l’Esprit de Genève) — политическая обстановка эпохи холодной войны середины 1950-х годов, когда противоборствующие стороны предприняли некоторые шаги в области международной «разрядки». Возникшая ситуация характеризовалась временным «потеплением» межгосударственных отношений, снижением уровня конфронтации. Выражение возникло после Женевского совещания глав правительств СССР, США, Великобритании и Франции, состоявшегося во второй половине июля 1955 года.

История

В середине 1950-х годов международная ситуация требовала нормализации отношений. В мае 1955 года Западная Германия стала членом НАТО и в том же месяце было оформлено создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли СССР — Организации Варшавского договора, что закрепило биполярность мира[1]. Совещание в Женеве, одном из традиционных центров мировой дипломатии, было организовано по инициативе западной стороны, в частности, провести встречу на высшем уровне предлагал Уинстон Черчилль, до начала апреля 1955 года находившийся на посту премьер-министра Великобритании[2]. 10 мая советская сторона получила предложение со стороны трёх ведущих западных государств об организации встречи на высшем уровне. В тот же день представители СССР внесли в Комиссию ООН по разоружению новые инициативы в области сокращения вооружений, запрещении оружия массового поражения (атомного и водородного), предотвращения угрозы войны. В ходе подготовки к Женевской конференции и во время её проведения 19—23 июля 1955 года наметились тенденции по «разрядке» международной ситуации[1]. СССР в Женеве представляли Никита Хрущёв, Николай Булганин и Георгий Жуков, США — президент Дуайт Эйзенхауэр, Франциюпремьер-министр Эдгар Фор, Великобританию — премьер-министр Энтони Иден[3].

Предполагается, что выражение «Дух Женевы» восходит к близким по значению высказываниям советских и западных политиков, сделанных в тот период. Так, член советской делегации Николай Булганин в заявлении от 23 июля 1955 года отметил «дух сотрудничества, который был проявлен в Женеве»[4], а Эйзенхауэр в ходе саммита заявил: «Мы не можем ожидать, что в течение нескольких часов или дней были решены все проблемы мира, которые требуют своего решения.… Однако мы можем разумно создать новый дух, который даст возможность для будущих решений проблем»[5]. В подобном духе президент также выразился в своей речи в Американской ассоциации адвокатов 24 августа 1955 года[4]. В советской прессе новый этап отношений после окончания встречи объяснялся как «дух взаимопонимания, дух переговоров. Это — отказ от политики диктата, от политики „с позиции силы“, это — стремление исключить войну как метод решения спорных вопросов, искать и находить мирные пути урегулирования назревших международных проблем»[5]. В СССР изменения происходившие перед проведениям Женевского саммита называли «смягчением международной напряжённости», «мирным сосуществованием», а после его окончания — «разрядкой». Впоследствии термин «разрядка» закрепился за более поздними международными политическими процессами (конец 1960-х — начало 1970-х годов). В современной литературе к ситуации, возникшей после конференции 1955 года, применяют термины «оттепель», «смягчение международной напряжённости», «мирное сосуществование»[6].

В 1955 году появилась статья под названием «Дух Женевы» советского писателя и публициста Ильи Эренбурга[7]. Позже в своих мемуарах «Люди, годы, жизнь» (1960—1967) он объяснял феномен международной «оттепели» тем, что в ходе встречи не удалось продвинуться ни по одному вопросу и руководство делегаций пошло навстречу надеждам, пожеланиям своих народов и поручило министрам иностранных дел обговорить вопросы разоружения, безопасности в Европе: «Каждый день кто-либо приглашал других на обед или на ужин; все говорили мирно, избегая неосторожного слова. Так родился „дух Женевы“. Он был хорошим духом, но духу нужно тело, и вежливость не могла заменить соглашение хотя бы по одному второстепенному вопросу»[8].

Однако развить мирные инициативы в то время не удалось по целому ряду причин. В частности, этому процессу значительно помешало подавление странами Варшавского блока венгерского восстания, Суэцкий и Берлинский кризисы, полёты над территорией СССР американских разведывательных самолётов U-2[3][9]. Эренбург по этому поводу отметил, что «Дух Женевы» стал постепенно «испаряться» уже в 1955 году, а «события в Венгрии всё перечеркнули»[10]. После того как в ноябре 1985 года в швейцарском городе состоялась встреча лидеров СССР и США Михаила Горбачёва и Рональда Рейгана, выражением «Дух Женевы» стали характеризовать итоги их общения[11]. Применяется это выражение и к позднейшим мирным инициативам[12][13]. Современные исследователи характеризуют «Дух Женевы» в качестве первых крупных шагов по нахождению диалога между противоборствующими военно-политическими блоками после завершения Второй мировой войны[14].

В романе (поэме) русского писателя Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки» выражение предстало в ироническом плане и было использовано в названии вымышленного алкогольного коктейля[4]. Предполагается, что такой выбор Ерофеева обусловлен мемуарами Эренбурга, а сам коктейль, «мирный» по характеру, противопоставляется «Ханаанскому бальзаму», имеющего конфликтные, воинственные историко-литературные аллюзии[15][16].

Примечания

  1. 1 2 Егорова, 2016, с. 104—105.
  2. Архивировано 11 июня 2023 года.
  3. ↑ Архивировано 10 ноября 2022 года.
  4. 1 2 3 «Дух Женевы». БРЭ, 2022.
  5. 1 2 Шанина, 2009, с. 123.
  6. Шанина, 2009, с. 124.
  7. Архивировано 11 июня 2023 года.
  8. Эренбург, 1990, с. 281—282.
  9. Шанина, 2009, с. 125.
  10. Эренбург, 1990, с. 282.
  11. Архивировано 11 июня 2023 года.
  12. Архивировано 11 июня 2023 года.
  13. Архивировано 11 июня 2023 года.
  14. Шанина, 2009, с. 123—124.
  15. Ерофеев, 2011, Комментарии, с. 369—370.
  16. Ерофеев, 2018, Комментарии, с. 319—320.

Литература

  • Егорова Н. И. «Народная дипломатия» ядерного века: Движение сторонников мира и проблема разоружения, 1955—1965 годы. — М.: Аквилон, 2016. — 320 с. — ISBN 978–5–906578–19–8.
  • Ерофеев В. В. Москва — Петушки: с комментариями Эдуарда Власова. — СПб.: Азбука, 2018. — 668 с. — (Русская литература. Большие книги). — ISBN 978-5-389-15205-2.
  • Ерофеев В. Москва — Петушки: Поэма / Ил. В. А. Голубева. Коммент. А. Ю. Плуцера-Сарно. Хроника жизни и творчества сост. Е. Н. Шталем. — СПб.: Вита Нова, 2011. — 520 с. — (Рукописи). — ISBN 978-5-93898-351-9.
  • Шанина О. Н. «Дух Женевы»: советская политическая карикатуристика о феномене «холодной войны» // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории.. — М.: КРАСАНД, 2009. — Вып. 27. — С. 122—150. — ISBN 978–5–396–00030–8.
  • Эренбург, Илья. Люди, годы, жизнь: том третий. — М.: Советский писатель, 1990. — 496 с. — ISBN 5—265—00669—9.

Ссылки

  • Редакция всеобщей истории. «Дух Женевы». Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» (2022).

Дух Женевы.

© 2022–2023 ткнерпа.рф, Россия, Нижний Новгород, ул. Щорса 18, +7 (831) 651-04-02