06-09-2023
Волынка | |
Классификация | |
---|---|
Производители |
Список производителей (англ.) |
Волынка на Викискладе |
Волы́нка — традиционный музыкальный духовой инструмент многих народов Европы. Представляет собой мешок, который, обыкновенно, делается из воловьей (откуда и название), телячьей или козьей шкуры, снятой целиком, в виде бурдюка, зашитой наглухо и снабженной сверху трубкой для наполнения меха воздухом, с прикрепленными снизу одной, двумя или тремя игральными язычковыми трубками, служащими для создания многоголосия.
англ. Bagpipe, брет. Binioù, белор. Дуда, гэльск. Pìob, польск. Dudy, ирл. Píobaí, скотс Bagpipe, укр. Коза.
Русское название инструмент получил, как считается, по имени Волыни, откуда началось его распространение по России.
Одна из этих трех трубок с боковыми отверстиями (чантер) и служит для наигрывания какой-либо мелодии, а другие две (бурдоны) — басовые, которые настраиваются между собой в чистую квинту. Бурдон подчёркивает остов октавного лада (ладового звукоряда), на основе которого сочиняется мелодия. Высота звучания бурдонных трубок может быть изменена посредством находящихся в них поршней.
Некоторые волынки устроены так, что надуваются не ртом, а мехом для нагнетания воздуха, который приводится в движение правой рукой. К таким волынкам относится Uilleann Bagpipe — ирландская волынка.
Армянская волынка (арм. Պարկապզուկ) — близкий родственник ирландской волынки. Состоит из двух или более трубок, снабженных язычком, и кожаного мешка. Исполнитель надувает мешок сам или мехами. Мешок — воздушный резервуар из кожи или пузыря животного, из которого подают воздух к звучащим трубочкам. Одна из трубок устроена как флейта — с отверстиями. На ней играют, зажимая пальцами отверстия. Остальные, аккомпанирующие трубки издают только один тон. В редких случаях применяются две мелодических трубки. Звукоряд диатонический, звучание сильное и резкое. Применяется главным образом для сопровождения танцев. Мешок паркапзука держат под рукой, и с его помощью воздух нажимом локтя нагнетается в трубки. Распространена среди амщенцев (армянский субэтнос).
Дуда́ — белорусский народный инструмент (разновидность волынки).
Самым ранним историческим свидетельством существования волынок на территории Белоруссии можно считать образ дударя в составе скоморохов с Радзивиловской летописи XII века, играющего на безбурдонной волынке, вроде польской siersienki, типу волынки, распространенным по всей средневековой Европе — однако, упомянутая миниатюра не может быть полностью вероятным свидетельством в силу отсутствия информации о происхождении самого художника. Первое упоминание дуды в старинных белорусских текстах относится к XV веку. До середины XIX столетия дуда была самым распространённым инструментом и активно использовалась в белорусской народной музыке. В XXI веке дударское движение в Белоруссии пользуется чрезвычайной популярностью, постепенно появляются новые музыкальные группы, которые используют волынки в своем творчестве.
Болгарская волынка (болг. Гайда) состоит из бурдюка (козьей шкуры), в который вшита трубка, куда дует музыкант. У гайды есть и ещё две трубки — басовая (бурдон) и мелодическая, с отверстиями. Волынщик держит бурдюк под мышкой и дует в трубку, выталкивая воздух через бурдон и мелодическую трубку. Характерной особенностью гайды является блошиная дырка — отверстие в бурдюке, которое музыкант обычно затыкает указательным пальцем.
Народные певцы нередко поют под аккомпанемент каба-гайды — большой волынки с низким звучанием. Существуют оркестры из 60-100 волынщиков — они называются сто каба-гайд. Горы Родопы считаются родиной старейшего направления в народной музыке Болгарии. Центральное место в нём занимает гайда — болгарская волынка.
Бретонская волынка имеет несколько разновидностей. Биниу-коз (брет. binioù kozh — «старая волынка») — старинная бретонская волынка, использующаяся, как правило, в паре с бомбардой. Биниу-браз (брет. binioù bras — «большая волынка») — волынка сделанная по модели шотландской в конце XIX века бретонским мастером Доригом Ле Войе, задуманная им как аналог бэгпайпа. Вёз (veuze) — почти то же самое, что и биниу-коз, но используется, в отличие от последней, не как вспомогательная волынка, а как основной инструмент.[1]
Ирландская волынка (англ. uilleann pipes [ˈɪlən paɪps]) — иллян пайпс, в переводе с ирландского — локтевая волынка — ирландский вариант волынки, окончательно оформившийся к концу 18 века. Воздух накачивается в мешок при помощи мехов, а не духовой трубки. Ирландская волынка, в отличие от всех других волынок, имеет диапазон в две полных октавы, а в своём полном варианте также может помимо мелодии играть аккомпанемент с помощью регуляторов.
Называемая также «гайта» (La gaita), происходит из Галисии, а также Астурии и восточной части провинции Леон.
Она состоит из чантера с двойной тростью, такой же как у гобоя, одного или двух басовых бурдонов с одинарными тростями как у кларнета. У чантера внутренний конический канал, семь отверстий для пальцев и с обратной стороны отверстие для большого пальца левой руки. Кроме того, он оснащен тремя незакрывающимися отверстиями находящимися в нижней его части на раструбе.
Волынки данного региона могут быть разделены на 2 типа — северо-итальянские, по конструкции сходные с французскими и испанскими инструментами, и южно-итальянские, известные под общим названием зампонья (итал. zampogna) и отличающиеся двумя мелодическими трубками в общем стоке с двумя бурдонными. Традиционно зампонья используется как аккомпанемент чьярамелле (итал. ciaramella) — небольшому гобое-подобному инструменту.
Марийская волынка (шувыр, шӱвыр, шювюр, шувюр, шюббер). Состоит из меха (пузырь животного) и 3 трубок — 1 для нагнетания воздуха и 2 игровых, мелодических, находящихся в деревянном ложе и имеющих общий раструб из коровьего рога. Их диапазон — терция и квинта, число игровых отверстий: 2 и 4 (возможно исполнение 2-голосных мелодий). Звукоряд диатонический. Звук сильный, резкий, жужжащего тембра. Известен с древности. Используется как аккомпанирующий народным песням, танцевальным мелодиям. Часто используется с марийским барабаном (тӱмыр).
В Мордовии в прошлом волынка также была популярным музыкальным инструментом. Она имела не только музыкальное, но и ритуальное значение: считалось, что игра на ней оберегает присутствующих от сглаза, а также может умилостивить добрых духов.
Мордовская волынка имела две разновидности[2], имеющие одинаковые названия: мокш. фам, уфам, эрз. пувама.
Волынка была некогда очень популярным на Руси народным инструментом[3]. Делалась из бараньей или воловьей (отсюда и название) сырой кожи, сверху была трубка для нагнетания воздуха, снизу — две басовые дудки, создающие однообразный фон, и третья маленькая дудочка с отверстиями, с помощью которой наигрывали основную мелодию. Высшими кругами общества волынка игнорировалась, так как её мелодию считали негармоничной, невыразительной и однообразной, она обычно считалась «низким», простонародным инструментом. Поэтому в течение XIX века волынка была постепенно вытеснена более сложными духовыми инструментами типа гармони и баяна.
На Украине волынка имеет название «коза» — видимо, за характерный звук и изготовление из козьей шкуры. Более того, инструменту придают ещё и внешнее сходство с животным: обтягивают козьей шкурой, прикрепляют глиняную козью голову, а трубки стилизуют под ноги с копытами. Коза являлась, в частности, неизменным атрибутом гуляний и колядок. Есть волынки с головой козы, почти во всех карпатских регионах — Славянский, Польский, Чешский, Лемковский, Буковинский — там традиционно козья голова, деревянная, с рогами.
Во Франции существует множество типов волынки — это связано с большим разнообразием музыкальных традиций районов страны. Вот лишь некоторые из них:
Шапар (шабр, шыбыр, пузырь). Состоит из мешка (пузырь быка или коровы), костяной или металлической трубки для нагнетания воздуха и 2 оловянных мелодических трубок, укрепленных на деревянном ложе. На них надевали раструб из коровьего рога и иногда дополнительный — из бересты. Левая трубка имеет 2—3, правая 3—4 игровых отверстия (у неё внизу есть 3—7 небольших подстроечных отверстий). Трости обычно одинарные, хотя в Тетюшском районе (Татарстан) применяются и двойные. Звукоряды очень разные с использованием как хроматических, так и диатонических интервалов.
Сарнай. В отличие от шапара, мешок изготавливают не из пузыря, а из телячьей или козьей кожи. Имеет вдувник, 2 бурдона (чаще всего настроены в квинту) и одну мелодическую трубку с 6 игровыми отверстиями и углублениями для пальцев. Все трубки деревянные. Трости одинарные, сделанные из гусиного пера или тростника. Звукоряд обычно диатонический, но встречаются и пропуски ступеней, увеличенные или уменьшенные октавы и т. п. Играют обычно сидя, громко отбивая ритм ногами.[4]
Бэгпайп (англ. Great Highland Bagpipe) — старинный шотландский инструмент. Представляет собой резервуар из шкуры овцы или козы, вывернутой наизнанку (goose), к которому прикрепляются (привязываются) три бурдонные трубки (drones), одна трубка с восемью игровыми отверстиями (chanter) и специальная короткая трубка для вдувания воздуха. Имеет упрощенную подачу воздуха — через поддувную трубку — обеспечивает свободу правой руке.
При игре пайпер наполняет воздухом резервуар и, нажимая на него локтем левой руки, заставляет звучать бурдонные и игровую трубки, в свою очередь снабженные специальными язычками (тростями), причем, в бурдонных трубках используются одинарные, а в игровой трубке двойные трости, изготовленные из камыша.
Волынка в Викитеке? | |
Духовые музыкальные инструменты | |||||
---|---|---|---|---|---|
Деревянные |
|
||||
Медные | |||||
Клавишные | |||||
Детали | |||||
См. также Аэрофоны |
Русские народные музыкальные инструменты | |
---|---|
Ручные гармоники |
Гармонь (Ливенская • Саратовская • Хромка) • Баян |
Струнные |
Балалайка • Гудок • Гусли • Домра • Семиструнная гитара |
Духовые | |
Ударные |
Дуда (музыкальный инструмент).