ткнерпа.рф

Вездеходы

Грех

15-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Штук. «Грех»

Грех — добровольное самостоятельное деяние которое как правило ассоциируется с прямым или косвенным нарушением религиозных заповедей (заветов Бога, богов, предписаний и традиций[1]); реже — нарушение доминантных морально-этических правил, норм, установившихся в обществе. Является антонимом слова «добродетель».

Этимология

В русском языке слово «грех» (ст.-слав. грѣхъ), очевидно, изначально по значению соответствовало понятию «ошибка» (ср. «погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом др.-греч. ἁμάρτημα, ἁμαρτία, означающим «промах, погрешность, провинность», либо синонимичным ему словом др.-греч. παράπτωμα[2]; а иудеи — словом (ивр. חַטָּאָה‏‎‎‎ — «хата») — непреднамеренный грех, промах.

Понятие греха

В светском обществе

Светское (нерелигиозное) сознание вместо религиозной концепции греха использует концепцию преступления перед законом. Тем не менее, этические нормы светского человека включают в себя некоторые запреты, связанные с исторически сложившимися обычаями и традициями. В частности, в России, с учётом культурной среды, сформированной в условиях господства различных ветвей Заповедей, относящихся к взаимоотношению человека с Богом (неверие, религиозное поклонение кумирам, поминание всуе имени Бога и т. д.), с точки зрения светской этики греховными не являются.

В иудаизме

На иврите грех звучит как «хет» — промах или «авера», что в буквальном переводе означает «переход за грань дозволенного». Грех — нарушение или неисполнение заповеди. По законам Пятикнижия за грехи, совершённые по ошибке, следует принести в иерусалимском Храме особую жертву искупления — «хатат» (от слова «хет»). Те же самые законы предусматривают прощение всех совершённых грехов в День Искупления — в начале осени, 10-го числа месяца «тишре» (Левит 16:29).

В христианстве

Микеланджело. Грехопадение Адама и Евы. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы, 15081512 гг.

В христианском богословии особое место занимают понятия греха и спасения. Грех для христиан — это не просто проступок или провинность, но и само желание не следовать заповеданному; а также нечто, противоречащее человеческой природе (ведь человек создан по образу и подобию Божию), порочность человеческого существа, проявление его падшей природы, которую он приобрёл при грехопадении. Но уверовавшим и принявшим крещение прощается их грех, то есть жертвой Иисуса Христа человек очищается от первородного греха (Мр. 16:16 и Рим. 8:1).

Учение о греховности всех без исключения людей, кроме одного единственного Иисуса Христа, было сформулировано в полемике Христианской церкви с пелагианством. Оно изложено на Карфагенском соборе с 123 по 130 правило и принято как на Востоке: правила Карфагенского собора это Каноны Православной церкви[3]; так и на Западе: каноны Карфагенского собора входят в «Codex Canonum vetus ecclesiae Romanae»[4]. Содержание его следующее:

  • Первый человек — Адам был создан Богом безгрешным и бессмертным. Его смерть была наказанием за его грех.
  • Все потомки Адама рождаются грешными (несут первородный грех) и поэтому нуждаются в спасении.
  • Благодать Иисуса Христа не только очищает человека от грехов, но и подаёт человеку духовное знание, любовь, силу и помогает человеку не совершать грехи.
  • Без благодати невозможно человеку в жизни избавиться от совершения греховных поступков и поступать согласно Божьим заповедям.
  • Все люди, кроме одного-единственного Иисуса Христа, в том числе самые великие святые, каждый день совершали и совершают греховные поступки, именно по этой причине люди произносят в молитве «Отче наш» следующие слова: «и прости нам грехи наши», в которых каждый человек просит у Бога прощение за совершённые лично им грехи.

В христианстве различают два типа греха:

  • Первородный грех — повреждённость человеческой природы, возникшая вследствие греха прародителей.
  • «Личный грех» — поступок против совести и 10 Заповедей Божиих.
Помни последния твоя — никогда не согрешишь. Рисунок 1908 года

Греховным может быть действие (или бездействие), слово, мысль, желание, чувство.

В католической церкви

Покаяние — есть признание своей вины и стремление получить от Бога прощение своих грехов. Исповедь, установленная Иисусом Христом (Ин. 20:22-23) и порученная представителю и служителю Церкви (Мф. 16:18-19), предоставляет христианину эту возможность. Таинство исповеди и получение отпущения грехов направлено к Богу, где Он Сам через священника уделяет сию благодать. Кающийся должен проявить стремление избегать в дальнейшей жизни повторения прежних грехов, в которых он раскаялся. Тесно с понятием греха связано центральное учение христианства о спасении. Воздаяние за грехи происходит как при жизни, так и после смерти человека и по делам его человек попадает либо в рай, либо в ад (см. Судный день).

В православной церкви

В соответствии с православным вероучением, либо человек, с помощью Христа, господствует над своими грехами, либо добровольно предаёт себя в лютое рабство этим грехам. Под «грехом» понимаются действия, совершение которых наносит вред человеку, прежде всего, его душе.[5][6]

В православии заповеди являются выражением духовных законов человеческого бытия, христианские антропология и космология утверждают, что нарушение нравственных законов существования и развития личности имеет для неё онтологические последствия в виде вреда, который можно сравнить с последствиями нарушения физических законов, человек страдает так же, как если бы нарушал законы физические[как?][5][6].

Таким образом, в соответствии с православным вероучением, грех — это причиняемый себе вред, объективно возникающий вследствие нарушения законов нормального человеческого существования. Совершением греха человек отдаляет себя от Бога и некоторых людей. Исполнение заповедей необходимо не Богу, а человеку. Последствия причиненного себе вреда называют наказанием[7][8], а страдание от последствий — воздаянием[9].

В исламе

В исламе грех — это совершение каких-либо действий или наличие таких намерений, которые запрещены Аллахом и пророком Мухаммедом. Грешными считаются поступки, запрещенные шариатом, которые были совершены умышленно, без принуждения, совершеннолетними и здравомыслящими людьми. Согрешивший человек всегда имеет возможность раскаяться (тауба) перед Аллахом[10]. Однако частое совершение пусть даже малых грехов воздействует на состояние его души и ведет к ослаблению веры. За греховные помыслы человек наказания не несёт[11].

Грехи делятся на большие (кабира) и малые (сагира). О больших грехах говорится в Коране[12]. Исламские правоведы и богословы расходились в отношении определения тяжкого греха и совершившего его человека. Обычно к тяжким грехам относили убийство, прелюбодеяние, пьянство и т. д. Самым тяжким, абсолютным грехом считается неверие (куфр) или наделение кого-либо, или что-либо божественными атрибутами и возвышение их до степени божества[13].

К большим грехам относятся:[11]

  1. Отрицание бытия Аллаха;
  2. Ширк (многобожие) — придание Аллаху товарищей (равных) или поклонение чему-либо помимо Аллаха;
  3. Непризнание какого-либо положения религии;
  4. Убийство человека;
  5. Совершение прелюбодеяния, гомосексуализм, лесбиянство и так далее;
  6. Сихр (колдовство);
  7. Риба (ростовщичество) — сделка, при которой одна сторона приобретает прибыль, не затратив для этого никакого труда;
  8. Покушение на имущество сирот;
  9. Бегство с поля битвы;
  10. Казф — клевета в отношении женщины относительно совершения ею прелюбодеяния;
  11. Непокорность родителям;
  12. Посягательство на чью-то честь;
  13. Лжесвидетельство;
  14. Ложная клятва;
  15. Несовершение обязательных предписаний (намаза, поста);
  16. Упорство в совершении какого-либо греха.

Совершение первых трех грехов, описанных выше ведет к неверию и выводит совершившего их из ислама. Все остальные же не выводят человека из ислама, однако шариатом за них определены меры наказания[11].

К малым же грехам (сагаир) относятся меньшие по степени тяжести грехи. Постоянное совершение малых грехов делает их степень равной степени тяжести тяжелых грехов (кабаир)[11].

Безгрешными могут быть только пророки, которые могли совершать лишь некоторые ошибки (залля). Мусульманам запрещено совершать греховные поступки по отношению к иноверцам, за исключением тех, с кем они ведут войну. Ислам отвергает христианское понятие первородного греха, который несут все люди от рождения. Согласно исламской традиции все люди рождаются чистыми и свободными от грехов и накапливают их только в процессе жизнедеятельности[11].

Человека, совершившего тяжкий грех, хариджиты считали переставшим быть верующим (мумин), мутазилиты — находящимся в промежуточном состоянии между верующим и неверующим, мурджииты и близкие к их точке зрения сунниты считали их остающимся верующим до Судного дня[13]. Шииты признают безгрешными имамов из рода Али ибн Абу Талиба, а также дочь пророка Мухаммада — Фатиму[11].

В дхармических религиях

В традиции многих дхармических религий (индуизм, джайнизм, буддизм) учение кармы отражает специфическое понятие греха для этих верований. Здесь грех — категория менее социальная и более субъективная, является более общим понятием и зачастую обозначает любой поступок, отягчающий карму индивида. Череда перерождений напрямую зависит от совокупности плохих и хороших поступков субъекта (понятие о воздаянии). Грех в данном случае — не нарушение воли божества, а нарушение универсального закона (дхармы), единого и непреложного для всех существ.

В сатанизме

В сатанизме греховные по меркам авраамических религий поступки и склонности являются тем, чему следует потворствовать, так как это приводит только к положительным эффектам[14].

Позже Антон Шандор Ла-Вей дополнил вышесказанное, сформулировав девять сугубо сатанинских грехов — не заимствованных из традиционных религий и являющихся грехами собственно для сатаниста. А именно: глупость, претенциозность, солипсизм, самообман, стадное соглашательство, отсутствие широты взглядов, забывчивость об ортодоксиях прошлого, излишнюю гордость и отсутствие эстетического начала[15][16]. Притом, по словам Питера Гилмора, регламентирующие это правила в сатанизме рассматриваются не как в христианстве — строгие заповеди, но как рекомендации, нарушение которых расценивается как неподобающее поведение для сатаниста[17][18].

В саентологии

Наиболее близким к понятию греха является термин «оверт», обозначающий вредное действие или проступок, нарушающий моральный кодекс группы. Когда человек совершает что-то, что противоречит моральному кодексу, с которым он ранее согласился, или когда не делает чего-то, что должен был сделать в соответствии с этим моральным кодексом, он совершает оверт.[19]

См. также

Примечания

  1. Васильев П. П. Грех // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Иак. 5:16: εξομολογείσθε αλλήλοις τα παραπτώματα / ἐξομολογεῖσθε οὖν ἀλλήλοις τὰς ἁμαρτίας — В зависимости от принятого перевода.
  3. Каноны Карфагенского собора 123—130
  4. «Codex Canonum vetus ecclesiae Romanae» 1523 год. стр. 260 Каноны LXXVI — LXXXIII
  5. ↑ Азбука веры. Словарная статья «Грех».
  6. ↑ Фома. Православный журнал для сомневающихся. «Болезнь или преступление?» Протоиерей, преподаватель Калужской семинарии Константин Гипп".(недоступная ссылка)
  7. Сретенское высшее православное монастырское училище, «Кто такой Бог?» засл.проф. МДАиС, д.б. Осипов А. И.
  8. Азбука веры, «Скорби в нашей жизни. Учение Священного писания о зле и страданиях.» епископ Александр (Милеант)
  9. Образование и православие, «Православное нравственное богословие. Воздаяние как онтологический принцип.» архим. Платон (Игуменов)
  10. 42:25
  11. ↑ Исм (архив ) // Исламский энциклопедический словарь. — М.: Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — 3000 экз. — ISBN 5-98443-025-8.
  12. 4:31
  13. ↑ Кабира // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, 1991. — С. 124. — 315 с. : ил. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2.
  14. A. S. LaVey The Satanic Bible. — Avon Books, 1969. — 272 p. — ISBN 0380015390, 9780380015399. «Сатана олицетворяет все так называемые грехи, поскольку они ведут к физическому, умственному и эмоциональному удовлетворению»
  15. The Nine Satanic Sins. A. S. LaVey 1987 (англ.)
  16. Девять сатанинских грехов. А. Ш. ЛаВей. 1987 (рус.)
  17. Satanism: The Feared Religion (англ.). A New Age: essays on current religious beliefs and practices. Merrimac Books (1992). — «Satanists acknowledge that we are human and work towards perfection, but can sometimes fall into negative patterns of action. Thus was born the list of The “Nine Satanic Sins”, guidelines for what Satanists consider to be non-productive behavior to be recognized and eliminated from one’s daily existence.»  Проверено 4 февраля 2011. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  18. Питер Гилмор. Сатанизм — религия, которую опасаются (рус.)
  19. Словарь по саентологии

Литература

  • Велтистов В., Грех, его происхождение, сущность и следствия, М., 1885;
  • Ранович А. Б., Очерк истории древнееврейской религии, М., 1937, с. 194–95, 368–70;
  • Теnnant F. R., The concept of sin, Camb., 1912.

Ссылки

  • Грех — статья из Православной энциклопедииМ. С. Иванов
  • Грех // Православная Богословская Энциклопедия. Том 4. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1903 г.
  • Большие грехи в исламе
  • Ступени грешника и праведника в каббале
  • Понимание греха в православном христианстве


Восемь главных грехов в православии[С 1]

Гордыня | Тщеславие | Печаль | Гнев | Уныние | Сребролюбие | Чревоугодие | Блуд

Семь главных грехов в католицизме[С 2]
Гордыня | Зависть | Гнев | Уныние | Сребролюбие | Чревоугодие | Похоть   

Грех.

© 2022–2023 ткнерпа.рф, Россия, Нижний Новгород, ул. Щорса 18, +7 (831) 651-04-02