ткнерпа.рф

Вездеходы

Биплан

01-06-2023

Биплан

Биплан — самолёт с двумя несущими поверхностями (крыльями), как правило, расположенными одна над другой.

Данная конструкция позволяет получить большую площадь крыльев и подъемную силу при меньшем размахе крыла, что очень существенно при недостатке прочности. По сравнению с монопланом для взлета и посадки биплану требуется гораздо меньшая полоса. Недостатком является повышенное аэродинамическое сопротивление. Кроме того, крылья самолетов обычно изготавливались из дерева и обтягивались тканью. Прочность таких крыльев не позволяла делать их слишком большими или же ставить слишком мощный мотор. Постепенно в течение 1930-х гг на смену деревянным самолетам стали приходить металлические монопланы с гораздо большей прочностью.

Вариант с нижним крылом, значительно меньшим, чем верхнее, называют «полуторапланом». Вариант биплана с плоскостями, расположенными не друг над другом, называют биплан-тандемом. Такая схема не распространена. Однако она может позволить обходиться без горизонтального оперения (вариант схемы «утка»), как это сделал Бёрт Рутан на самолете «Квики».

Один из самых известных бипланов (полуторапланов) в СССР — знаменитый «кукурузник» Ан-2.

Содержание

Преимущества

Разделение несущей площади на две плоскости благотворно сказывается на габаритах самолета, что в свою очередь вызывает уменьшение общего веса, а также вертикального и горизонтального моментов инерции. Уменьшение моментов инерции положительно сказывается на маневренности аппарата. Дополнительный выигрыш в весе может дать использование расчаливания коробки крыльев. Расчаленная крыльевая коробка может быть реализована в виде статически не определимой конструкции, что дает дополнительный запас надежности. Практика также показала большую, чем у монопланов, устойчивость к срыву потока с крыла, объясняемую тем, что в первую очередь срыв начинался на верхнем, как правило, вынесенном вперед по полету и установленному с большим углом атаки, крыле. При этом нижнее крыло продолжало выполнять несущие функции. Вместо срыва в штопор правильно построенный биплан просто опускает нос и набирает необходимую для создания подъемной силы скорость. В качестве преимущества в определенных условиях можно также назвать низкие скорости взлета/посадки и, как следствие, небольшая потребная длина взлётно-посадочной полосы.

Недостатки

Основным недостатком биплана по сравнению с монопланом является более высокое «профильное сопротивление», вызванное наличием двух крыльев. Сопротивление системы подкосов и расчалок, которое приписывается бипланам, скорее присуще наиболее ранним конструкциям самолетов, а не самой схеме. В истории есть примеры бипланов с обоими «чистыми» (без подкосов и расчалок) крыльями. В качестве недостатка при некоторых компоновках аппарата может также выступать ограничение обзора крыльями, а также не самое выдающееся аэродинамическое качество.

Выдающиеся примеры

Официально признанный первый полет самолета осуществлен на аппарате «Флайер-1» конструкции братьев Райт 17 декабря 1903 года.

Flyer
Тип Экспериментальный
Главный конструктор Братья Райт
Первый полёт 17 декабря 1903
Единиц произведено 1

Ссылки

В Викисловаре есть статья «биплан»


Биплан.

© 2022–2023 ткнерпа.рф, Россия, Нижний Новгород, ул. Щорса 18, +7 (831) 651-04-02