02-08-2023
Город
Аркалык
Арқалық
|
Аркалы́к (каз.; Арқалық) — город областного подчинения в Костанайской области Казахстана, ранее центр Тургайской области. Основан в 1956 году, статус города приобрёл в 1965 году. Расстояние от города Аркалыка до областного центра Костаная — 480 км, до Астаны — 670 км.
Площадь земель города с подчинёнными городской администрации (городскому акимату) сельскими населёнными пунктами составляет 15587 км².
Численность населения города с подчинённой территорией составляет 40 813 человек (по состоянию на 1 января 2010 года), в том числе собственно города Аркалык — 24 940 человек. На 1 января 2011 года — 40 555 человек, в том числе 27 751 человек в собственно городе Аркалык (68,4 %).[4]
В 1989 году численность население города с подчинёнными населёнными пунктами составляла 62 367 человек. К 2006 году она сократилась до 42 тыс. чел. (в том числе: непосредственно город — 26 тыс. чел., входящие в городскую черту 14 сёл и 3 сельских округа — 16 тыс. чел.).
Динамика численности города Аркалык c подчинёнными территориями:
Год | Население |
---|---|
1959 | 3,609 |
1970 | 15,108 |
1979 | 47,693 |
1989 | 62,367 |
1999 | 46,084 |
2010 | 40,813 |
2011 | 40,555 |
Национальный состав (на 1 января 2010 года)[2][3]:
Глава города — аким. С февраля 2009 года — Тулеубаев Темиржан Тулеубаевич
В состав города входит 19 сельских населённых пунктов, в том числе:
Город связан железнодорожным сообщением с областным центром (конечная станция на ветке Есиль — Державинск — Аркалык). Автодорога Костанай — Аркалык асфальтированная, но находится в сильно разбитом состоянии. Автодорога Жезказган — Аркалык грунтовая, в сырую погоду сильно размокает и становится труднопроходимой даже для грузового транспорта.
Имеется аэропорт (расположен в 6 км к северо-востоку от города), способный принимать самолёты класса Ту-154, Ту-134 и т. п.; в советское время отсюда выполнялись авиарейсы во многие города Казахстана, однако с середины 1990-х аэропорт заброшен и используется лишь эпизодически как посадочная площадка для вертолётов во время поисково-спасательного обеспечения посадок пилотируемых космических кораблей.
Расстояние от Аркалыка до крупных городов (по автодорогам)[5] | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Костанай ~ 480 км Астана ~ 670 км |
Петропавловск ~ 614 км | ||||||||
Костанай ~ 480 км Петропавловск ~ 614 км |
Астана ~ 673 км Кокшетау ~ 440 км |
||||||||
Актобе ~ 1296 км | Жезказган ~ 306 км | Караганда ~ 713 км | |||||||
Аркалык основан в 1956 как посёлок геологов и строителей. Своим рождением он обязан открытию здесь в послевоенные годы залежей бокситов (сырья для производства алюминия). 17 мая 1956 было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в котором отдельной строкой было вписано: «На базе Амангельдинского месторождения бокситов построить и ввести в эксплуатацию Торгайские бокситовые рудники». В 1960-е Аркалык был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, сюда стала стекаться молодёжь со всего СССР. В 1965 Аркалык получил статус города, в 1971 стал центром вновь созданной Тургайской области.
В 1980-е город город достиг своего расцвета: здесь работали мясокомбинат, птицефабрика, молокозавод, элеватор, керамическая фабрика, швейная фабрика, завод радиодеталей, начато строительство авиамоторного завода; тургайское бокситовое рудоуправление (ТБРУ) добывало до 20 % бокситовой руды в СССР. Но, несмотря на успехи промышленного производства, экономика Тургайской области отставала в развитии от других регионов Казахстана, так как на 90 % была аграрного направления. Область постоянно требовала дотаций из республиканского бюджета, поэтому в июне 1988 она была упразднена, а её площадь поделена между Кустанайской и Акмолинской областями. Из города, переставшего быть областным центром, была вывезена часть инфраструктуры (например, областная радиостанция), заморожен ряд перспективных промышленных объектов.
В 1989 активными жителями Аркалыка был образован оргкомитет по восстановлению Тургайской области, благодаря обращению которого к руководству республики в августе 1990 года Тургайская область была образована вновь, Аркалык снова стал областным центром.
Упадок города начался в 1993—1994: производство пришло в упадок, начался отток населения в другие области Казахстана, а также в Россию и Германию. Если в 1991 численность населения составляла 65 тыс. чел., то в 1999 — 61 тыс. чел., а сейчас 42 тыс. чел. Нарушилась работа коммунальных служб: повседневным явлением стали длительные перебои с электроэнергией, отоплением и водоснабжением. В 1997 году Тургайская область была упразднена вторично, и её земли снова отошли в подчинение соседних областей.
Ряд микрорайонов города (7,9,и частично 6) были полностью заброшены в 2000-е. Вообще это был сложный процесс, полная оптимизация закончилась именно в 2000—2001 годы. Предприимчивые бизнесмены из других регионов Казахстана разобрали часть домов и вывезли стройматериалы.
На рубеже XX и XXI века местными властями была проведена кампания по переселению оставшихся жителей из микрорайонов в компактно очерченный центр города, что позволило снизить расходы на поддержание коммуникаций и значительно повысить надёжность обеспечения населения водой, отоплением, электроэнергией и газом.
В настоящее время город Аркалык входит в перечень депрессивных городов Казахстана с очень высоким уровнем безработицы.
Промышленность в городе практически отсутствует, за исключением предприятий, поддерживающих жизнеобеспечение города, и Торгайского бокситового рудоуправления, входящего в структуру АО «Алюминий Казахстана». Вся добытая здесь бокситовая руда отправляется на алюминиевые заводы в Павлодар и другие регионы.
Создать алюминиевый завод в самом Аркалыке сложно из-за отсутствия здесь необходимых для этого мощных источников водоснабжения.
Перспективы Аркалыка двойственны. С одной стороны, градообразующее предприятие — бокситовое рудоуправление — в ближайшие 15—20 лет исчерпает месторождение и здесь будет возможна добыча лишь огнеупорной глины. С другой стороны, в области имеется ряд месторождений других полезных ископаемых:
Таким образом, при вложении средств и налаживании разработок этих месторождений возможно экономическое и социальное возрождение региона, значительное развитие города и рост численности населения.
Внешний наземный транспорт:
Внутренний наземный транспорт:
До 1998 года существовало воздушное сообщение аэропорта «Аркалык» с городами Алма-Ата, Москва, Астана.
№ | Маршрут |
---|---|
1 | ж/д Вокзал - УК 161/12 |
2 | ж/д Вокзал - пос. Олимпийский |
3 | ж/д Вокзал - пос. Акбидай |
4 | ж/д Вокзал - пос. Западный |
1а | ж/д Вокзал - дачи "Север-1" (Летний) |
В городе Аркалыке существовали также СШ №№ 7, 9 и 11, которые в 2000-2001 годах были закрыты и теперь разрушены из-за оптимизаций микрорайонов.
Окрестные земли представляют собой холмистую местность с высотами 320—360 м, к северу от города до 390 м.
В радиусе 6 км от города расположены обширные горные выработки (связанные с добычей бокситовой руды) глубиной 20-50 м.
Естественных водоёмов практически нет, за исключением двух пересыхающих речек Акжар (в северной части города) и Аркалыксай (в южной части города), протекающих с востока на запад.
В районе города Аркалыка находится 6 месторождений бокситов для алюминиевой промышленности: Аркалыкское, Нижне-Ашутское, Уштобинское, Северное, Верхне-Ашутское и Актасское. К этим же месторождениям приурочены классы огнеупорных глин. Кроме того, в бокситах, в качестве попутного компонента присутствует галлий, расчётные запасы которого составляют 761 килограмм.
В 5 километрах от города находится разведываемое Жана-Аркалыкское проявление свинца. В качестве попутных составляющих в этой руде присутствует иттрий, золото, серебро, олово и другие элементы. По прогнозам, запасы Жана-Аркалыкского месторождения оцениваются в 6 миллионов тонн свинца. В этом же районе расположено 37 месторождений общераспространённых полезных ископаемых. В том числе: 28 —- кирпичного сырьевого, 4 — строительного камня, 5 — строительного песка.
В 100 километрах от города находится Акжалское месторождение нефритов, на котором с 1997 года ведётся добыча декоративно-облицовочных камней. В пределах 70-100 километров от города расположены Акбулакское проявление белых мраморов с запасом 3-6 миллиона кубических метров и Агыржалское проявление чёрных мраморов с запасами порядка 8 млн кубических метров[6].
Это заготовка статьи по географии Казахстана. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Населённые пункты Костанайской области (от 1 000 чел.) | ||
---|---|---|
города: | Аркалык | Житикара | Костанай | Лисаковск | Рудный | |
посёлки: | Горняцкий | Затобольск | Карабалык | Качар | Кушмурун | Октябрьский | Сарыколь | Тобол | Родина | |
сёла: | Амангельды | Аулиеколь | Боровское | Диевка | Денисовка | Караменды | Камысты | Карасу | Михайловка | Пешковка | Тарановское | Тургай | Убаганское | Узунколь | Фёдоровка |
Административное деление Костанайской области | ||
---|---|---|
Города областного подчинения: | Аркалык | Костанай | Лисаковск | Рудный | |
Районы: | Алтынсаринский | Амангельдинский | Аулиекольский | Денисовский | Джангельдинский | Житикаринский | Камыстинский | Карабалыкский | Карасуский | Костанайский | Мендыкаринский | Наурзумский | Сарыкольский | Тарановский | Узункольский | Фёдоровский |
Аркалык.