ткнерпа.рф

Вездеходы

Андаманцы

14-05-2023

Андаманцы

Андаманцы, 1875г.
Современный ареал расселения и численность

Всего: 400
Индия

Язык

андаманские

Религия

анимизм

Расовый тип

негритосы

Родственные народы

аэта, семанги

Этнические группы

северные андаманцы, южные андаманцы, андаманцы острова Большой Сентинел

Андаманцы — коренные жители Андаманских островов. Сейчас насчитывается 200—300 человек племени джарава и около 100 человек племени онге. На острове Сентинел обитают cентинельцы, избегающие контактов, численность их неизвестна. Правительство Индии способствует изоляции аборигенов. Расовый тип — негритосы, ветвь австралоидной большой расы.

Содержание

Область расселения

Андаманцы населяют в настоящее время внутренние участки Андаманских островов и небольшой остров Сентинел. Часть их после завоевания независимости Индией переселена на остров Стрэйт. Политически острова входят в состав Индии, географически ближе к Мьянме, расположены между 10 и 15 градусами с.ш. Сюда входят острова Северный Андаман, Средний Андаман, Южный Андаман, Малый Андаман, Ратлэнд и другие мелкие острова.

Происхождение

Существовала гипотеза, что андаманцы — потомки африканских рабов, потерпевших кораблекрушение при траспортировке их португальцами. Сейчас установлено, что это остатки туземного населения, негритосы, родственные семангам и аэта. Их расовый тип также сравним с типом африканских пигмеев, так как их рост очень низок, — 4 фута 10 дюймов (1,4372 м) у мужчин, и ещё меньше у женщин. Цвет кожи варьируется от чёрного до красно-коричневого (у онге).

Истории

Завоевание островов Англией в XVIII в. и колонизация вызвала эпидемии и быстрое вымирание аборигенов. Англичане застали здесь 12 племен численностью 5000 человек. В начале XX в. их оставалось 625 человек. До прихода европейцев острова привлекали многих авантюристов, арабских работорговцев, малайских и китайских пиратов. В конце XVIII в. здесь было пристанище адмирала Каходжи Ангры, который захватил однажды корабль британского губернатора Бомбея и получил выкуп — порох и ядра. Неоднократно он захватывал суда голландцев, португальцев и англичан, оставаясь непобедимым до своей кончины в 1729 г. В 1789 г. британский офицер Арчибальд Блэр основал на Южном Андамане опорный пункт Ост-Индской компании. Племя джарава выступило против завоевателей с луками и стрелами, но подверглось карательным мерам. На этом месте теперь находится административный центр — Порт-Блэр. После многих лет колониального владычества острова были включены в состав Индии, получившей независимость в 1947 г. Старая часть в Порт-Блэре сохраняет старинный вид, дома в основном двухэтажные, три улочки и монумент в честь жертв колониализма. В городе много представительств разных религиозных конфессий и храмов: индуистские, буддийские, кришнаитов, адвентистов и прочие. Аборигены получают гуманитарную помощь. Обжитые же побережья в настоящее время заселены индийцами.

Распространение андаманских народов

Языки и племена

Андаманцы делятся на группы (племена):

  • северные (ака-кари, ака-кора, ака-боа, ака-джеру, ака-беа — в настоящее время объединились в единое племя)
  • южные (онге и джарава)
  • жители островов Большой Сентинел и Рутлэнд (Ратлэнд) (последние вымерли в начале 20-го века)

Языки: североандаманский (большой андаманский), онге и джарава, делятся на ряд диалектов. Эти языки образуют свою собственную андаманскую семью. Существует гипотеза о связи их с папуасскими языками, а также с кусунда и нихали — изолированными языками малых народов Индии и Непала. Кроме деления по лингвистическому признаку они делятся на группы ариото и эремтага, то есть прибрежных и лесных.

Быт

Занятия береговых андаманцев — ловля морских черепах и рыболовство, лесных — охота, главным образом на диких свиней. Оружие — лук и гарпун, в охоте использовали собак. Дома южных андаманцев — круглые с конической крышей, северных — прямоугольные с двускатной крышей. Лесные обычно жили в большом общем доме целой общиной, береговые — в небольших хижинах отдельными семьями. Юноши до брака жили в мужских домах. До 10 лет дети живут с родителями, а девочки продолжают жить с ними и дольше. Андаманцы не живут на одном месте, а меняют расположение поселений. Пищу пекут или жарят на открытом огне.

Традиционная одежда — набедренная повязка из растительного волокна. На Северном Андамане носят длинные волосы, на Южном — бреются наголо, онге стригутся коротко, джарава носят пышную копну. Иногда встречаются усы и бороды. У онге практикуется раскраска лица глиной. Андаманцы хорошо сложены и изящны, хотя раньше бытовало другое мнение. Во времена Марко Поло считали, что у андаманцев якобы лица, как у собак, и верили в то, что они каннибалы.

Социальные отношения

Организация — племенная. Племена делятся на кланы. Сведений об андаманцах мало, но известно, что у них, например, не было сословия вождей и частной собственности. Те, кого европейцы называли вождями, видимо, выполняли другие функции. Половой зрелости достигают в 15 лет, средний возраст вступления в брак — 25 лет. До замужества интимные связи характерны, но после вступления в брак измена может стоить жизни жене, а иногда и любовнику. Брачная церемония проста. Жених убегает в лес, изображая мнимое колебание, родственники убеждают его вернуться. Он возвращается, садится на колени к невесте, после чего брак считается заключённым. После смерти одного из супругов другой может вступить в брак снова. Хоронят на платформе, где умерший находится 3 месяца (срок траура). Детей хоронят под полом. Кости затем откапывают, дробят и делают из них украшения.

Духовная культура

Основной культ — культ Пулуга (Билику) и Тараи, духов двух муссонов, летнего и зимнего. С ними связаны представления о смене сезонов и природных явлениях. Культурный герой — Томо (первочеловек, научивший потомков ремеслу). Распространены культы природных духов, магия. Андаманцы верят в то, что души умерших взрослых превращаются в духов природы, а умерших детей — перевоплощаются в новых детей и возвращаются на землю. О религии андаманцев известно очень мало, — народ почти вымер. В мифах есть сходство с австралийскими, предки носят имена животных. Это — следы тотемизма. Некоторые мифы записал Радклифф-Браун. Гораздо больше сведений об анимистических верованиях, которые связаны с деятельностью шаманов (око-джуму или око-паияд). Духи природы представлялись им чаще всего злыми. Духи назывались лау или чауга, Джуру-вин, дух моря, Чол, приносивший солнечный удар, Эрем-чаугала и другие.

Основное развлечение — танцы. Танцуют оба пола, почти каждый день. Танцы однообразны, без музыки, сопровождаются песнями. У андаманцев есть легенда о потопе, они верят, что их острова оказались разделёнными потопом, и разделились их племена. Есть обычай обмена подарками, который укрепляет дружбу между отдельными родами и племенами, хотя бывают и ссоры.

Литература

  • Маретина, С. А. Андаманцы. СПб: РАН — Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), 1995.
  • Токарев, C. А. Религии в истории народов мира. М., 1976.
  • Radcliffe-Brown A. The Andaman Islanders. Cambridge, 1911.
  • Энциклопедия «Народы и религии мира», М.- 1998.
  • Журнал «Вокруг света», 1994, № 10.
  • Языки и диалекты мира, М. — 1982.
  • Фотографии и описания андаманцев (англ)
  • Сайт посвященный андаманцам и другим негритоским народам Азии (англ)

Ссылки

  • Андаманцы

Андаманцы.

© 2022–2023 ткнерпа.рф, Россия, Нижний Новгород, ул. Щорса 18, +7 (831) 651-04-02