23-10-2023
Автодро́м (от авто… и греч. dromos — место для бега) — участок местности, оборудованный для обучения вождению, испытания автомобилей и гусеничных транспортеров-тягачей (гусеничных машин), а также проведения автомобильных соревнований.
Автодром для обучения вождению автомобилей включает дорожные участки с препятствиями, заграждениями, подъемами и спусками, габаритными проходами, колейными мостами и т. п., систему контроля за выполнением упражнений, места для изучения основ и правил вождения, отработки нормативов и тренировки на тренажерах. Для гусеничных машин оборудуется грунтовая дорога по границе земельного участка автодрома.
Автодром для технических испытаний имеет усложненный профиль дорог и различные препятствия для всесторонней проверки тактико-технических характеристик автомобилей (гусеничных машин).
Автодром для соревнований состоит из трека, площадки для фигурной езды, помещений для обслуживания автомобилей, гаражей, трибун для зрителей т.д.
Содержание |
Современная гоночная трасса представляет собой сложную сеть дорог. Расставляя на трассе подвижные барьеры, можно получать маршруты для разных классов машин, от переоборудованных дорожных до одноместных болидов, а на некоторых трассах — даже разбивать дорожное кольцо на два независимых. На многих автокомплексах есть не связанные с основным кольцом мототрек, полигон для фигурной езды, картодром или дорожка для драгрейсинга.
Автодром высокого класса покрывают асфальтом поверх бетонного фундамента и дренажных труб — «Формула-1» на скорости может давать прижимную силу, вдвое превышающую вес машины. Благодаря особому пористому асфальту, трасса очень быстро высыхает после дождя.
Чтобы машины не ездили по траве, а покрытие трассы не разрушалось, в тех местах трассы, где гонщики чаще всего съезжают на обочину, установлены поребрики — бетонные бордюры особой формы. Невысокие поребрики можно без проблем атаковать; наезд на высокий, рифлёный или наклонённый наружу поребрик может привести к вылету или повреждению болида. Современная тенденция — делать поребрики такими, чтобы ездить по ним было максимально невыгодно. Поребрики окрашивают в контрастные цвета (классика — красный с белым).
На внешней стороне поворотов располагаются ловушки — на разных трассах асфальтовые, песчаные или гравийные. Для смягчения ударов у стен ставят конструкции из автомобильных покрышек (обычных дорожных, гоночные шины недопустимы). После того, как покрышка приняла на себя столкновение, её заменяют.
В обход стартовой черты проложена дорожка с гаражными боксами — пит-лейн. Пит-лейн от трассы отделяет бетонная стена (пит-уолл). На этой стене часто располагаются «мозговые центры» команд, с пит-уолл дают гонщикам сигналы табличками.
Вдали от основной стоянки (часто внутри дорожного кольца) есть площадка, именуемая паддок. В паддоке развёртывают лагеря команд — моторхоумы.
Класс гонщика определяется в первую очередь умением проходить повороты — поэтому «интересная» трасса отличается от «неинтересной» сложностью и разнообразием поворотов. Поворот считается изолированным, если он расположен далеко от других поворотов и траектория прохождения «соседей» практически не влияет на качество прохождения поворота. Если же повороты расположены близко и приходится жертвовать одним поворотом, чтобы лучше пройти другой, повороты являются связкой.
Некоторые повороты и связки имеют свои названия.
Главный судья располагается на судейской вышке, с которой видна большая часть трассы. Ему подчинены судьи на обочине (маршалы), расположенные на маршальских постах. Маршалы дают команды флагами, ведут работы на полотне (убирают обломки, откатывают машину в безопасное место, тушат небольшие пожары), в случае аварии принимают решение закрыть часть трассы для обгонов (жёлтый флаг).
Под асфальтом прокладывают провода системы хронометража: как только автомобиль с передатчиком пересекает провод, автоматически делается отсечка времени.
На трассе работает много вспомогательных служб, обеспечивающих безопасность гонки: эвакуатор, передвижной медпункт, служба извлечения, автомобиль скорой помощи. В гонках высокого уровня на трассе дежурит вертолёт: если кто-то серьёзно пострадает, уже через несколько минут он окажется в руках врачей со всем необходимым оборудованием.
В зависимости от правил гонок, в паддоке или на пит-лейн может быть развёрнут пункт осмотра машин, закрытый парк.
Обычная для крупных спортивных сооружений инфраструктура — трибуны, автостоянка, подъездные дороги, пресс-центр.
Это заготовка статьи об автоспорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Автодром.